Как увидеть астероид-убийцу

Ученые размышляют над тем, как обезопасить Землю от опасного астероида. Лучший способ сделать это — отслеживать заранее. Однако космические камни могут прятаться в лучах Солнца.

Астероиды прячутся в солнечных лучах
Астероиды прячутся в солнечных лучах. Источник: DOE/FNAL/DECam/CTIO/NOIRLab/NSF/AURA/J. da Silva/Spaceengine

Опасные астероиды вокруг нас

Ученых продолжает беспокоить опасность столкновения астероида с Землей. К чему это может привести, наглядно продемонстрировали события в Челябинске в 2013 году. Тогда взрыв космического камня на высоте 22 км над Землей привел к повреждению 7000 домов и ранению более 1600 человек.

И камень тот был всего 20 м в диаметре. Такие встречаются с Землей раз в 50–100 лет, большие бывают реже. Но тогда, в 2013 году, ни одна обсерватория его не заметила, потому что летел он со стороны Солнца, которое не позволяло отслеживать его.

Вообще на астероиды, прилетающие из окрестностей Солнечной системы, приходится лишь небольшая доля всех сближений с планетой. Большинство из них происходит с объектами, которые все время находятся где-то неподалеку.

Часть из них относится к группе Аполлона. Эти небесные камни пересекают орбиту нашей планеты извне, большая ее часть лежит дальше от Солнца, чем Земли. Значительно опаснее астероиды группы Атона, которые приближаются к нам со стороны светила. Именно их увидеть труднее всего.

Опасные соседи

Вообще стоит ученым достаточно долго отслеживать околоземный астероид, и они смогут на много десятилетий вперед определить опасность столкновения. Проблема лишь в том, чтобы его найти. Ученые нашли около 33 тыс. подобных объектов, но говорят, что это, скорее всего, лишь 40 процентов от общего числа.

Большинство тех околоземных астероидов, о которых мы ничего не знаем, на самом деле небольшие. Их диаметр составляет всего несколько метров. Однако есть по крайней мере несколько десятков, которые достигают сотен метров, и несколько больше километра в поперечнике.

Один из таких — 2022 AP7 — открыли в прошлом году. Он вращается с периодом в 5 лет и большую часть времени скрывается за Солнцем. Поэтому его практически невозможно заметить, но и к нашей планете он не приближается. Однако его орбита эволюционирует, и все может измениться.

Как увидеть астероид

Заметить опасный астероид — это двойная проблема. С одной стороны, когда он приближается от Солнца, то оно ослепляет, а когда находится далеко от светила, то освещение может оказаться недостаточным.

Выходом из ситуации мог бы быть инфракрасный космический телескоп, который видит даже неосвещенные объекты. Но сейчас из подобных миссий действует только NEOWISE. Его запустили еще в 2000-х годах просто как WISE, он выполнил немало важных научных задач и был выведен из пользования. Но после челябинских событий его вернули в эксплуатацию.

Телескоп NEO Surveyor
Телескоп NEO Surveyor. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

Проблема лишь в том, что этот телескоп, хоть и может искать скрывающиеся в темноте астероиды, на Солнце тоже смотреть не может. Решить ее могут два аппарата, которые только планируются к старту: NASA NEO Surveyor в 2027 году, и NEOMIR — не раньше 2030-го.

Оба космических аппарата будут оснащены инфракрасными детекторами и высокими солнечными шторами, которые позволят им искать астероиды очень близко к солнечному свету, и оба будут вращаться в первой точке Лагранжа (L₁) между Землей и Солнцем, где гравитационное притяжение двух объектов уравновешивается.

NEO Surveyor будет выполнять полное сканирование неба каждые две недели, равномерно распределяя фокус между рассветной и сумеречной сторонами Солнца. Ожидается, что телескоп в основном будет открывать околоземные объекты шириной от 50 до 100 м.

Тем временем NEOMIR дополнит NEO Surveyor, сканируя кольцеобразную область вокруг Солнца примерно каждые шесть часов. Благодаря этому даже очень маленькие камни будут замечены задолго до того, как они сблизятся с Землей.