Данные InSight пролили свет на внутреннее строение Марса

В свежем выпуске журнала Science были опубликованы три статьи, посвященные внутреннему строению Красной планеты. Их автором является международная команда ученых, входящая в состав миссии InSight.

Сейсмометр SEIS. Источник: NASA/JPL-Caltech

После посадки на Марс InSight установил на его поверхность сейсмометр SEIS. За время работы этот инструмент зарегистрировал 733 отдельных сейсмических события. Проанализировав информацию о 35 марсотрясениях магнитудой от 3 до 4 баллов, ученые сумели составить модель распространения сейсмических волн внутри планеты. В свою очередь, это позволило определить примерные границы слоев Марса и установить размер его ядра. Ранее все предположения на этот счет основывались исключительно на косвенных данных.

Исследователям удалось выяснить, что марсианская кора содержит в 13-20 раз больше радиоактивных элементов, нежели мантия. В процессе их распада выделяется тепло, которое сильно нагревает этот регион. Сама же кора состоит из нескольких слоев. В общей сложности, ученые разработали две модели ее строения. Первая предполагает, что она состоит из двух слоев и ее толщина достигает 20 км. Согласно второй модели, кора Красной планеты состоит из трех слоев, а ее максимальная глубина достигает 37 км.

Внутреннее строение Марса в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

Под корой находится мантия, толщина которой равна 1560 км. Что касается литосферы (этим термином обозначают состоящую из коры и верхней части мантии твердую оболочку планеты), то ее глубина достигает 400-600 км. Это больше, чем у нашей планеты.

Радиус ядра Марса — 1830 км. Оно менее плотное, чем считалось ранее, и содержит достаточно большое количество легких элементов вроде серы, кислорода, углерода и водорода. Также данные Insight говорят о том, что, в отличие от Земли, у Красной планеты отсутствует разделение мантии на два слоя. По всей видимости, это связано с тем, что по каким-то причинам в далеком прошлом механизм марсианского планетарного динамо «выключился», что привело к потере глобального магнитного поля.