Curiosity нашел безопасное место на Марсе

В отличие от Земли, у Марса нет глобального магнитного поля, которое защищало бы его поверхность от бомбардировки потоком высокоэнергетических частиц из космоса. Это излучение может нанести серьезный ущерб здоровью, а также повлиять на системы жизнеобеспечения, от которых будет зависеть существование будущих покорителей Красной планеты.

Вход в лавовую трубку на Марсе. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

Так что нет ничего удивительного, что уже сейчас многие инженеры думают над различными вариантами решения этой проблемы. Одним из них является размещение будущих человеческих поселений в лавовых трубках или пещерах. Также рассматривается вариант использования природных материалов (камней и осадочных пород) для создания дополнительного защитного слоя вокруг модулей базы.

Недавно у исследователей появился важный аргумент в пользу того, что последний способ может действительно уменьшить воздействие вредного излучения. Для этого они воспользовались данными, собранным установленным на борту марсохода Curiosity детектором оценки радиации RAD.

В сентябре 2016 года ровер на двенадцать дней припарковался у подножия скальной формации, известной под названием Murray Butte. В течение этого промежутка времени RAD зафиксировал уменьшение общего уровня радиации на 4%. Что еще более важно, прибор обнаружил снижение на 7,5% излучения нейтральных частиц (включая нейтроны), которые могут проникать через породы и поэтому особенно вредны для здоровья.

По словам исследователей, эти числа статистически слишком высоки, чтобы быть случайным отклонением в уровне фонового излучения, и все дело именно в расположении ровера. Утес защитил его от радиации. Сейчас ученые ищут другие места, где RAD сможет подтвердить существование данного эффекта.

Скальная формация Murray Butte. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

Стоит отметить, что большая часть измеряемого RAD исходит от галактических космических лучей — частиц, которые производятся сверхновыми и разносятся по всей Вселенной. Но свой вклад вносит и Солнце. Сейчас наше светило как раз входит в новый цикл активности, и специалисты миссии Curiosity надеются провести измерения во время мощной солнечной бури. Это позволит понять, насколько она может быть опасна для людей на поверхности Марса.

По материалам https://www.jpl.nasa.gov