Comet Interceptor мог бы исследовать комету ZTF

В будущем Европейское космическое агентство планирует вывести в космос зонд Comet Interceptor. Если бы он уже находился в космосе в точке Лагранжа, то мог бы исследовать комету ZTF, которая приблизилась к Солнцу.

Миссия Comet Interceptor
Миссия Comet Interceptor. Источник: www.nature.com

Миссия Comet Interceptor

В настоящее время вся астрономическая общественность следит за движением на небе кометы C/2022 E3 (ZTF) преимущественно с помощью наземных телескопов. А ученым очень хочется рассмотреть комету вблизи.

С этой целью Европейское космическое агентство готовит к запуску миссию Comet Interceptor. Ее старт должен состояться в 2029 году вместе с началом миссии Atmospheric Remote-sensing Infrared Exoplanet Large-survey (Ariel). Последняя представляет собой космический телескоп, предназначенный для исследования атмосфер экзопланет.

Чем уникальна миссия?

Особенностью миссии Comet Interceptor будет то, что она отправится в космос еще до того, как для нее будет выбрана цель. Ученых интересуют кометы, впервые прилетающие к нам из Облака Оорта на окраине Солнечной системы. Считается, что они еще не успели потерять вещество, которое было обычным явлением около молодого Солнца, но потом исчезло.

Кроме того, исследователи надеются, что им повезет, и к нам залетит «гость» из другой звездной системы, похожий на комету Борисова. Тогда они смогут узнать даже о том, что происходит около других звезд.

Но такие кометы быстро подлетают к Солнцу и точно так же от него удаляются навсегда. На планирование старта с Земли просто нет времени. Именно поэтому Comet Interceptor отправится в космос заранее, отойдет от Земли на расстояние 1,5 млн км и остановится в точке Лагранжа L2, где гравитационные влияния Земли, Солнца и Луны уравновешиваются. Там он будет ждать своей цели.

Было ли возможно исследование ZTF?

Специалисты отмечают, что если бы Comet Interceptor уже находился в точке Лагранжа, то имел бы шанс исследовать комету ZTF. Для этого он должен был включить двигатель, выйти на орбиту вокруг Солнца, что привело бы его к этому небесному телу, а при подлете затормозить и выпустить два субзонда. Вместе с последними он бы и проделал всю работу.

Комета ZTF на ночном небе
Комета ZTF на ночном небе. Источник: www.space.com

Правда, комета ZTF все же была не идеальным кандидатом как цель для миссии. Слишком далеко от Земли находился ее перигелий. Чтобы пролететь мимо нее 12 февраля, то есть примерно через месяц после ближайшей точки орбиты, Comet Interceptor должен был стартовать еще в августе. А для этого открытие «небесной гости» должно было произойти еще раньше.

Однако в будущем ученые планируют решить эту задачу с помощью телескопа Vera Rubin Observatory в Чили. Ожидается, что в течение 10-летней программы исследований он откроет миллионы новых объектов, в том числе и кометы, только начинающие свое путешествие от окрестностей Солнечной системы.