Что происходит в сериале «Созвездие»

«Созвездие» — это новый фантастический сериал, показ которого происходит прямо сейчас на стриминговом сервисе Apple TV+. История начинается с эксперимента на Международной космической станции. Однако затем появляются мистические и достаточно сомнительные с точки зрения науки и крайне тревожные вещи. Мы посмотрели первые пять серий и готовы поделиться обзором с фанатами научной фантастики.

Сериал «Созвездие»

21 февраля 2024 года на стриминговом сервисе Apple TV+ стартовал показ фантастического сериала «Созвездие». Серии выходят еженедельно и всего их должно быть 8, поэтому пока однозначно сказать, куда авторы выведут сюжет в финале, невозможно.

Сериал имеет довольно интересный актерский состав: главная роль досталась шведской актрисе Нуми Рапас («Семь сестер», «Черный краб»), а ученого NASA воплотил Джонатан Бэнкс, известный по участию в сериале «Во все тяжкие».

Однако история достаточно интересная и касается космоса, поэтому для тех, кто сомневается, стоит ли сериал просмотра, мы расскажем, что там происходит, и проанализируем его с точки зрения науки.

МКС в сериале показана вполне реалистично

События происходят на Международной космической станции. В целом она показана очень реалистично, как и выходы в открытый космос, и космический корабль «Союз», и то, как происходит его возвращение на Землю. В частности, в одном из эпизодов рассказывается, что просто отстыковаться и сойти с орбиты он не может, для маневров необходимы параметры входа в атмосферу, которые все время меняются.

Правда, сразу бросается в глаза, что на станции находится пять астронавтов. Сейчас такое фактически невозможно, потому что экипажи прибывают или на трехместных «Союзах», или на четырехместных Dragon. Но это — лишь мелочи по сравнению с тем, что происходит дальше.

Странные вещи

А показывают там действительно странные вещи. Начинается все достаточно обыденно — с физического эксперимента, который астронавты выполняют по просьбе ученых. Ничего необычного в этом нет, на МКС это действительно рутинная работа. Однако в момент проведения опыта в станцию что-то врезается. Конечно, таких совпадений не бывает, тем более, что вскоре главная героиня, астронавт Йоханна Эриксон, устанавливает, что МКС повредило тело женщины в советском космическом скафандре.

В сериале станцию повредила мертвая советская космонавтка

Однако откровенная чертовщина на экране только начинается и не заканчивается даже тогда, когда во второй серии все члены экипажа оказываются на Земле. Потому что появления призраков, провалы в памяти и странные совпадения и несоответствия следуют бесконечной чередой.

В сериале все это объясняется несистематично и путано, но разобрать события на составляющие вполне возможно. Первое — это разнообразные теории заговора. В частности, тема советских космонавтов, которые погибли на орбите и были постфактум вычеркнуты из всех документов, используется по полной, хотя прямо об этом авторы сериала не говорят. Также фигурируют истории, что чем выше поднимаешься над Землей, тем больше странных вещей вокруг происходит, записи-призраки, когда якобы радисты в шуме помех слышат осмысленные слова, и, конечно же, то, что астронавты что-то сверхобычное видели на орбите.

Маргинальная наука

Второй элемент, на котором базируется повествование в сериале «Созвездие», — теории разной степени научности. Все они так или иначе вытекают из принципа неопределенности Гейзенберга. Он говорит о том, что состояние элементарной частицы определяется в тот момент, когда исследователи его определяют. Из этого вытекает несколько интересных гипотез.

Первая из них — квантовая запутанность. Это вполне реальное явление: если мы возьмем какую-то частицу в неопределенном состоянии и разделим ее на две, а затем определим характеристику одной из них, то у второй она определится в тот же миг, в какой это произошло с первой.

Теории, согласно которым интерференционную картину могут видеть лишь некоторые люди наука не рассматривает
Теории, согласно которым интерференционную картину могут видеть лишь некоторые люди, наука не рассматривает

При этом состояние второй частицы будет полностью определяться состоянием первой. Квантовая запутанность — вполне себе доказанное явление, но может ли она проявлять себя способом, показанным в сериале, или вообще как-то существенно влиять на процессы в макромире, ученые пока не уверены.

Вторая теория, которая касается принципа неопределенности Гейзенберга, — многомировая интерпретация квантовой механики авторства Хью Эверетта. Прямо о ней в сериале до сих пор не говорили, однако намеки на нее достаточно прозрачны.

Эта теория гласит, что в момент определения квантового состояния любой частицы реализуется не один случайный, а сразу все возможные варианты событий. Только каждый из них попадает в свою отдельную Вселенную. Таким образом наша реальность все время разветвляется и существует бесконечное количество ее вариаций.

Теория эта очень популярна у любителей мистики и фантастики, а вот ученые относятся к ней как к маргинальной. Дело в том, что она не соответствует одному из главных правил построения науки — критерию опровержимости Поппера.

Тема двойников занимает важное место в сериале

Всякая научная теория должна предусматривать возможность такого эксперимента, один из результатов которого однозначно будет свидетельствовать о том, что она не верна. А в случае многомировой интерпретации квантовой механики мы этого сделать принципиально не можем.

Кроме того, в сериале высказывается идея, что разные люди могут видеть разные вещи даже в уже обработанных данных эксперимента, и это объясняется не их психологическим состоянием, а тем, что мир действительно разный в зависимости от того, кто на него «смотрит».

Наука этот принцип вообще отвергает. Познаваемость мира базируется на повторяемости результатов. Поэтому в ситуации, когда один человек видит интерференционную картину, а другой — нет, стоит вспоминать не о физике, а о психиатрии.

А вот в сериале все эти вещи становятся реальными. Или нереальными. Потому что даже сами герои так и не смогли ответить себе, действительно ли все странные вещи вокруг произошли, или это так их психика реагирует на травматические события и недостаток кислорода. Но как бы там ни было, а события вокруг чем дальше, тем больше начинают напоминать кошмарный сон.

Политическая составляющая сериала

«Созвездие» имеет еще один аспект, о котором нельзя не упомянуть, — политический. И выглядит он там не менее неоднозначно, чем научный. С одной стороны, главная героиня Йоханна Эриксон — астронавт не NASA, а именно Европейского космического агентства. И это достаточно редкий случай, когда в сериале о космосе представители этой организации играют ключевую роль, а не отодвинуты на второй план.

Главная героиня сериала — шведская астронавтка

В сериале хотя и чувствуется, что ESA во многом зависит от «старших партнеров» (NASA и «Роскосмоса»), все же и сама по себе — вполне серьезная организация, о чем тоже упоминают нечасто.

Еще интереснее то, что главная героиня — шведка, что достаточно необычно, ведь обычно представителями ESA в фильмах выступают немцы, французы или итальянцы, будто другие страны не являются участниками этой организации. В сериале даже звучит шведский язык и играет определенную роль.

С другой стороны, нельзя не заметить, что в «Созвездии» ESA продолжает активно сотрудничать с россией и не видит в этом никаких проблем.

Астронавты в сериале не просто вынужденно делят пространство МКС с представителями страны-агрессора, как это происходит в реальности, они — фактически один с ними экипаж и даже друзья. Да и в целом «Роскосмос» в сериале кажется вполне приличной организацией. Если его и показывают с какой-то нехорошей стороны, то NASA в сериале выглядит не намного лучше.

Однако в целом сериал все же можно смотреть. Напрягают в нем не столько «хорошие русские», сколько именно атмосфера мистики и хоррора. Хотя, возможно, многим именно это и понравится.