Что происходит под опасным вулканом в Полинезии

Ученые применили спутниковые снимки для изучения того, что происходит с вулканом Хунга. Его извержение стало одним из самых заметных событий 2022 года. Исследователи смогли картографировать полости под ним, которые наполняются магмой.

Извержение вулкана Хунга
Извержение вулкана Хунга. Источник: eos.org

Извержение вулкана Хунга

Специалисты разобрались с тем, что происходит под вулканом Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай, который коротко называют Хунга. В январе 2022 года его извержение стало едва ли не самым заметным событием на Земле. Тогда за ним наблюдали даже из космоса.

Пепел от извержения Хунга тогда достиг высоты 57 км, а цунами от него докатилось до берегов Японии и США. Известно, что большая часть конуса вулкана была уничтожена взрывом, однако истинный масштаб разрушений сложно установить даже сейчас, поскольку все находится под водой.

Еще сложнее создать карту подземных камер, которые находятся под вулканом. Применить под водой георадары и другую привычную технику практически невозможно. Однако ученым все же удалось разобраться в том, что там происходит сейчас. В этом им помогли спутники.

Камеры, наполненные магмой

Чтобы создать карту магмы под вулканом, ученые привлекли данные радарных спутников, достаточно чувствительных для того, чтобы заметить крошечную разницу уровня воды в океане. Когда эти данные соединили с батиметрией, то есть сведениями о рельефе морского дна, появилась возможность составить карту гравитационных аномалий, способных подсказать, есть ли под кальдерой, то есть разрушенным конусом вулкана Хунга, какие-то полости. Оказалось, что преимущественно он питался магмой из центральной камеры. Вследствие извержения она опустела на 30%.

Однако под вулканом Хунга находятся еще три кармана с магмой. В одном из них она охлаждается и застывает, но в других двух остается жидкой. Карманы соединены между собой и с центральной полостью, поэтому со временем последняя пополнится свежей расплавленной породой, после чего может произойти новый взрыв.