Что мешает возникновению жизни в системах красных карликов

Ученые из Университета Невады установили, что у красных карликов могут быть проблемы с образованием планет-гигантов и астероидных поясов. Это может препятствовать возникновению жизни на их планетах.

Системы красных карликов
Системы красных карликов. Источник: www.sciencealert.com

Системы красных карликов и жизнь в них

Система, к которой относится Земля, — единственная, где точно известно о наличии жизни. И хотя наше Солнце считается звездой среднего размера, назвать его типичным достаточно затруднительно. Только около 10 процентов светил в Галактике похожи на него по размеру и светимости.

75 процентов звезд во Млечном Пути принадлежат к классу красных карликов, таких как TRAPPIST-1. Несмотря на то, что масса этих объектов обычно в десятки раз меньше, чем у Солнца, а светимость может отличаться в меньшую сторону в тысячи раз, ничто не мешает существовать планетам, похожим на Землю.

Правда, двигаться они должны по орбитам, на которых продолжительность года составляет считанные дни. В частности, недавно была открыта планета в зоне обитаемости красного карлика, у которой период вращения составляет всего 8,4 суток.

Но все же противоречие, почему единственная известная нам звезда, где есть жизнь, не относится к красным карликам, надо как-то объяснить. И уже обнаружено немало проблем, которые делали бы планеты в их системах крайне негостеприимными.

Астероиды, кометы и пригодность к жизни

Исследователи из Университета Невады в Лас-Вегасе недавно опубликовали в The Astrophysical Journal Letters статью, в которой назвали новые причины того, почему системы красных карликов плохо пригодны к жизни. Ознакомиться с ней можно в arXiv.

По их мнению, значительную роль в пригодности планеты к жизни играют кометы и астероиды, которые падают на ее поверхность в первые миллионы лет существования. Они обогащают ее кору химическими элементами, необходимыми для строения жизни.

Астероиды заносят на землеобразные планеты важные элементы

Но для того, чтобы кометы и астероиды могли врезаться в планету, они должны откуда-то прилетать. Должна быть зона, богатая такими обломками, подобная Главному и Койперовому поясам астероидов в Солнечной системе.

А для их существования в системе должен присутствовать хотя бы один газовый гигант по так называемой снеговой линии. И, по мнению ученых, у красных карликов, системы которых достаточно тесны, есть большие проблемы.

Проверка предположения

Чтобы проверить свое предположение, ученые решили проанализировать те системы красных карликов, в которых подтверждено существование хотя бы одной планеты. В общей сложности они отобрали 48 звезд, у 27 из которых открыто больше, чем одно тело на орбите. Для 16 из них существуют точные подсчеты массы.

Оказалось, что ни у одной каменистой планеты на орбите красного карлика просто не было по соседству планеты-гиганта за снеговой линией. Теоретически вокруг красных карликов некоторое количество подобных газовых миров должно было бы вращаться, но среди исследованных в статье кандидатов не было найдено ни одной системы, где землеподобная планета могла бы обогащаться веществами из комет.

Окончательные выводы не решаются делать даже авторы статьи. Может быть, наша выборка неполная. Возможно, удары астероидов не столь важны для зарождения живых организмов. А возможно, красные карлики действительно только кажутся наиболее вероятным местом для возникновения жизни. Это покажут следующие исследования.

По материалам www.sciencealert.com