Просто о сложном | Что люди узнали благодаря экспедиции Apollo 17

11 декабря 1972 года космический корабль Apollo 17 совершил посадку в долине Тавр-Литтров на Луне. Эта экспедиция известна тем, что ее участники стали последними людьми, которые на сегодняшний день ходили по поверхности нашего спутника. Но, кроме того, благодаря деятельности астронавтов ученые узнали много интересного.

1. Как давно на Луне происходила вулканическая активность?

Возраст самых молодых пород в долине Тавр-Литтров, где сел лунный модуль, составляет 3,69 млрд лет. Магматическая активность происходила здесь очень давно, а кратер Шорти, считавшийся потухшим вулканом, оказался ударным, хотя и достаточно молодым.

2. Какой возраст кратера Тихо?

Возраст кратера Тихо, диаметр которого 85 км, составляет 108 млн лет. Он находится в 2250 км от места посадки Apollo 17. Но один из его светлых обломочных «лучей» проходит через Тавр-Литтров. Астронавты собрали образцы и установили возраст этой структуры.

3. Много ли на Луне звездной пыли?

Исследователи проверили частицы, постоянно выпадающие на поверхность Луны. Они надеялись найти среди них кометное вещество и межзвездную пыль. Однако собранные образцы показали, что на поверхность нашего спутника в основном выпадают только микроскопические фрагменты реголита.

4. Из чего состоит атмосфера Луны?

Очень тонкая атмосфера Луны состоит из гелия, неона и аргона. При этом концентрация первого увеличивается в середине лунной ночи в 20 раз по сравнению с днем. Это свидетельствует, что его источником является солнечный ветер, а в некоторых породах может скрываться изотоп, пригодный для использования в термоядерных реакторах.

5. Как космические лучи влияют на живые организмы?

Космические лучи не приводят к разрушению тонких структур в органах живых организмов. Об этом свидетельствует эксперимент с грызунами на борту Apollo 17. Хотя некоторым из них высокоэнергетические частицы попадали в мозг и глаза, каких-либо серьезных повреждений обнаружено не было.

Хотите узнать больше?

Тогда прочтите нашу статью об экипаже Apollo 17 — последних людей, которые ходили по Луне, и их путешествие к спутнику нашей планеты.