Черная дыра в далекой галактике оказалась слишком легкой

Астрономы объединили все четыре основных инструмента Очень большого телескопа в Чили, чтобы исследовать черные дыры в галактиках, которые мы видим такими, какими они были миллиарды лет назад. Одна из них оказалась слишком легкой для своей звездной системы.

Черная дыра в центре галактики
Черная дыра в центре галактики. Источник: ESO / M. Kornmesser

Черная дыра в далекой галактике

Уже пару лет ученые имеют возможность исследовать черные дыры и галактики, которые удалены от нас на миллиарды лет, а значит, мы их видим такими, какими они были вскоре после Большого взрыва. При этом они все время удивляют астрономов. Обычно либо они сами, либо их системы-хозяева оказываются слишком большими для этого времени. Однако в новой статье исследователей из Института внеземной физики Макса Планка все немного иначе.

У современных специалистов по эволюции Вселенной есть представление, что галактики и черные дыры, которые находятся в их центрах, медленно растут на протяжении всей своей истории. При этом между ними существует тесная взаимосвязь, из-за которой делают они это синхронно.

Но черная дыра в галактике SDSS J092034.17+065718.0 бросает этим представлениям вызов. Она весит всего в 320 млн раз больше Солнца, тогда как ее материнская звездная система имеет массу в 60 млрд солнечных. Это явно меньше, чем должно быть.

Очень большой телескоп

Еще совсем недавно сделать все эти наблюдения было невозможно. Разрешающая способность телескопов просто не позволяет разглядеть центральные области галактик, которые удалены от нас на миллиарды световых лет. Все настолько удаленные от нас сверхмассивные черные дыры, о которых ученые имели какое-то представление, были квазарами, то есть выбрасывали струи вещества и благодаря этому были хорошо заметны.

Однако те черные дыры в центрах галактик, которые не поглощали и не выбрасывали вещество, оставались до сих пор незамеченными. Именно поэтому астрономы решили применить Очень большой телескоп в Чили. На самом деле он состоит из четырех гигантских инструментов, которые ученые решили применить одновременно. Для этого они использовали методику, благодаря которой ранее уже делали снимки черных дыр.

Сигнал от всех четырех объектов переводился в цифровую форму и «складывался» компьютером, благодаря чему становились известными очень слабые объекты. Именно так ученые и получили изображение того, что происходит в центре галактики, удаленной от нас на 11 млрд св. лет, и узнали, что их представления природа снова поставила под сомнение.

Правда, у астрономов уже есть предположение о том, почему массы черной дыры и ее галактики так не соответствуют друг другу. По их мнению, причиной этому являются сверхновые. Они в SDSS J092034.17+065718.0 взрываются слишком часто и просто «выдувают» из центральных регионов газ, которым мог бы питаться монстр в ее центре.