Черная дыра помогает в рождении звёзд

Космический телескоп Hubble наблюдает за черной дырой в карликовой галактике Henize 2-10. Она выбрасывает в космос горячие потоки вещества, которые попадают в регион активного звездообразования и подогревают его. Таким образом, черная дыра поддерживает рождение звезд в маленькой галактике.

Черная дыра в карликовой галактике
Черная дыра в галактике Henize 2-10. Источник: phys.org

Hubble наблюдает за черной дырой в галактике Henize 2-10

Наблюдения за карликовой галактикой Henize 2-10, осуществляемые с помощью космического телескопа Hubble, принесли достаточно неожиданный результат. В ее центре нашли достаточно массивную черную дыру, активно взаимодействующую со своим окружением. Она выбрасывает большие потоки раскаленного вещества, которые движутся со скоростью более миллиона миль в час.

Неожиданностью стало то, что эти потоки попадают в зону активного звездообразования, которая находится в 230 световых годах от черной дыры. Они порождают в газопылевых облаках, постепенно превращающимися в молодые звезды, огненную бурю, которая активизирует процесс рождения новых светил.

До сих пор ученые рассматривали черные дыры преимущественно как разрушителей звезд. Однако ситуация в галактике Henize 2-10 показала, что они могут играть и положительную роль. Здесь массивная черная дыра, как кузнечный мех, раздувающий колоссальное горнило звездообразования.

Что делают в карликовых галактиках черные дыры

Галактика Henize 2-10 находится в южной части звездного неба в созвездии Живописца. Расстояние до нее составляет около 30 млн световых лет. Это достаточно близко, чтобы космический телескоп Hubble мог как следует ее «рассмотреть». Уже давно эта небольшая галактика известна своим рентгеновским излучением. Ученые дискутировали относительно того, является ли его источником сверхмассивная черная дыра, подобная той, что находится в центре Млечного Пути, или же это просто очень большой остаток сверхновой.

Теперь понятно, что правильным является первый вариант. Черная дыра в центре Henize 2-10 имеет массу в миллион солнечных. Это довольно скромный показатель по сравнению с черными дырами в центрах крупных галактик, но гораздо больший, чем у любой черной дыры звездной или промежуточной массы. Сверхмассивные черные дыры в центрах карликовых галактик очень интересуют ученых. Есть ли они там вообще? Каково соотношение между массой галактики и массой черной дыры в ее центре? Какую роль они играют в эволюции этих галактик?

Оказалось, что сверхмассивные черные дыры в карликовых галактиках есть, но они значительно меньше, чем в больших галактиках. Там сверхмассивные черные дыры слишком велики и они больше втягивают газ, который мог бы стать новыми звездами. В карликовых галактиках черные дыры менее массивны, и не столько поглощают газ, сколько «подогревают» его.

До сих пор ученые не знают, почему так быстро могут возникать и вырастать до нынешнего размера сверхмассивные черные дыры. Галактики, похожие на Henize 2-10, появились относительно недавно, и они достаточно быстро сливаются в большие. Поэтому их маленькие сверхмассивные черные дыры могут пролить свет на этот вопрос.