CHEOPS провел первые измерения диаметров экзопланет

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

Запущенный в конце прошлого года космический телескоп CHEOPS успешно завершил трехмесячную программу проверки и калибровки аппаратуры. Сообщение об этом было опубликовано на сайте ESA.

Помимо этого, аппарат уже провел первые тестовые наблюдения. Их объектом стала звезда HD 93396 — желтый субгигант, расположенный на расстоянии 320 световых лет от Солнца в созвездии Льва. В 2016 году астрономы обнаружили, что у нее имеется, как минимум, один планетоподобный спутник — газовый гигант KELT-11b, превосходящий по размерам Юпитер.

В ходе наблюдений CHEOPS смог обнаружить падения блеска HD 93396, вызываемые транзитами экзопланеты, и определить ее размеры. Полученные данные говорят о том, что диаметр спутника звезды составляет 181 600 км при погрешности измерений 4300 км. По словам сотрудников миссии, эти результаты в пять раз превосходят точность наземных наблюдений.

Уже в конце текущего месяца CHEOPS приступит к регулярным наблюдениям в рамках своей научной программы. Первыми целями телескопа предположительно станут: покрытая лавовым океаном суперземля 55 Рака е, «горячий нептун» Gliese 436 b, постепенно теряющий свою атмосферу, а также один из близких белых карликов.

Результаты измерений CHEOPS диаметра экзопланеты KELT-11b. Источник: ESA/Airbus/CHEOPS Mission Consortium

В общей сложности миссия CHEOPS рассчитана на 3,5 года. Ожидается, что новый телескоп поможет астрономам уточнить диаметры сотен уже известных внесолнечных миров. В сочетании с данными спектрометрических исследований это даст возможность вычислить их средние плотности и узнать, являются ли они каменистыми телами (наподобие нашей Земли), или же в их составе преобладают газы и они напоминают Юпитер или Нептун.

По материалам http://www.esa.int