«Чандраян-3» нашел на Луне много серы

Химический анализ грунта, проведенный индийским аппаратом «Чандраян-3» после посадки, показал значительно большее содержание серы в лунных камнях, чем в аналогичных породах, исследованных ранее. Это придает дополнительный смысл исследованию именно полюсов нашего естественного спутника.

«Чандраян-3» показал, что на Луне есть сера
«Чандраян-3» показал, что на Луне есть сера. Источник: ISRO

«Чандраян-3» сделал химический анализ пород

23 августа 2023 года индийский аппарат «Чандраян-3» совершил посадку в 600 км от южного полюса Луны. С него на лунную поверхность съехал ровер «Прагьян», имевший на борту два спектрометра: рентгеновский для исследования альфа-частиц и для лазерного пробоя. Они были предназначены для получения информации о химическом составе почвы.

Через две недели эта информация поступила на Землю и стала доступной ученым разных стран. Пока она не слишком точная, поскольку данные нуждаются в калибровке, однако кое-что интересное они уже показали. Как и ожидалось, лунные горные породы содержат много железа, титана, алюминия и кальция.

А вот что оказалось для исследователей сюрпризом, так это достаточно высокая концентрация серы. Этот элемент обычно выходит на поверхность вместе с магмой. На Луне его уже находили, однако не в таких больших количествах.

Сера на Луне

Вулканические породы Луны делятся на два типа: темные «морские» и светлые «высокогорные». Разница между ними заметна даже с Земли, хотя в данном случае ни о какой жидкой воде на нашем спутнике речь не идет. Именно последние являются чистой магмой, которая когда-то вылилась на лунную поверхность и застыла.

Поэтому содержание серы в темных лунных породах значительно выше, чем в светлых, хотя в последних она тоже есть. Грунт, который исследовал «Прагьян» относится именно к ним. Однако, как свидетельствуют некалиброванные данные ровера, серы в нем значительно больше, чем обычно содержится в «высокогорных» камнях, а возможно — даже больше, чем в «морских».

В качестве причины этого явления ученые называют две версии. Первая заключается в том, что чрезвычайно разреженная и непостоянная лунная атмосфера (экзосфера) содержит определенное количество молекул серы. И когда на полюсах наступает ночь, а температура опускается ниже -71°С, она выпадает там как иней.

Вторая возможность заключается в том, что избыток серы мог образоваться в результате древних вулканических извержений или ударов богатых ею метеоритов. Как бы там ни было, наличие этого вещества в больших количествах может стать дополнительным стимулом для строительства базы у лунных полюсов: оно может быть использовано для производства солнечных панелей и аккумуляторных батарей.