Chandra запечатлел умирающую звезду

Приведенное изображение демонстрирует планетарную туманность IC 4593, расположенную на расстоянии около 7800 световых лет от Солнца. Она представляет собой пузырь раскаленного газа, который окружает умирающую звезду. Некогда эта звезда напоминала наше светило. Но, исчерпав запасы водорода в своем ядре, она начала стремительно расширяться, превратилась в красный гигант и в какой-то момент потеряла возможность удерживать внешние слои своей атмосферы. Они были выброшены в окружающее пространство, оставив обнажившееся звездное ядро.

Планетарная туманность IC 4593. Источник: X-ray: NASA/CXC/UNAM/J. Toalá et al.; Optical: NASA/STScI

Результаты наблюдений говорят о том, что температура газового пузыря превышает миллион градусов. По всей видимости, столь сильный нагрев произошел из-за столкновения звездной оболочки с ранее выброшенным веществом. В центре снимка отчетливо выделяется ядро погибшей звезды. В относительно недалеком будущем оно сожмется и остынет, превратившись в белый карлик.

Изображение IC 4593 было получено путем комбинации данных, собранных телескопами Chandra и Hubble. Фиолетовый цвет соответствует рентгеновскому излучению, розовый и зеленый — видимому свету. Розовые области демонстрируют более холодный газ, состоящий из азота, кислорода и водорода, тогда как зеленые в основном связаны с азотом. На данный момент IC 4593 является самой далекой планетарной туманностью, сфотографированной обсерваторией Chandra.