Chandra зафиксировал рентгеновское излучение Урана

Космическая обсерватория Chandra впервые зарегистрировала рентгеновское излучение, испускаемое Ураном. Астрономы считают, что эта находка поможет раскрыть некоторые тайны ледяного гиганта.

Рентгеновское изображение Урана. Источник: NASA/CXO/University College London/W. Dunn et al/W.M. Keck Observatory

Рентгеновское излучение несет информацию о многих свойствах небесных тел, в том числе об их взаимодействии с солнечным ветром, и о процессах, идущих в атмосфере и магнитосфере. Его зафиксировали от большинства планет Солнечной системы, комет, Плутона и Ио. А вот наблюдения за ледяными гигантами Ураном и Нептуном долгое время не приводили к успеху. Но теперь это изменилось.

Группа британских астрономов опубликовала результаты наблюдений за Ураном, выполненных рентгеновским телескопом Chandra в 2002 и 2017 годах. Им удалось обнаружить вспышки, соответствующие рентгеновскому излучению. При этом его поток в 2002-м был значительно сильнее. Исследователи связывают это обстоятельство с повышенной солнечной активностью в том году.

По мнению ученых, основная часть рентгеновского излучения исходит от атмосферы и колец Урана. В случае с кольцами, оно образуется в результате столкновений заряженных частиц из радиационных поясов планеты с их частицами. В случае с атмосферой, излучение возникает в результате рассеяния рентгеновских лучей солнечного спектра.

Свою роль также могут сыграть и полярные сияния. Точный механизм их образования на Уране до сих пор остается загадкой для астрономов. Дело в том, что ось вращения седьмой планеты почти параллельна плоскости ее орбиты, а магнитные полюсы смещены и не совпадают с географическими. Это делает полярные сияния Урана необычайно сложными и изменчивыми.