Chandra сфотографировал кольца вокруг черной дыры

Американские астрономы опубликовали изображение, полученное при помощи космических обсерваторий Chandra и Swift. Оно демонстрирует кольца, окружающие черную дыру системы V404 Лебедя.

Кольца вокруг черной дыры V404 Лебедя. Источник: X-ray: NASA/CXC/U.Wisc-Madison/S. Heinz et al.; Optical/IR: Pan-STARRS

V404 Лебедя расположена на расстоянии 7800 световых лет от Солнца и состоит из звезды главной последовательности и черной дыры. Она постепенно перетягивает вещество своего компаньона и окружена аккреционным диском, являющимся источником рентгеновского излучения.

5 июня 2015 года V404 Лебедя произвела мощную рентгеновскую вспышку. Поскольку пространство между черной дырой и Землей заполнено пылевыми облаками, часть рентгеновских лучей отразилась от них, что привело к образованию своеобразного светового хода. В результате серии длительных наблюдений телескопам Chandra и Swift удалось запечатлеть необычную картину расходящихся концентрических колец вокруг V404 Лебедя.

Образование колец вокруг черной дыры (схема). Источник: NASA

Последующий анализ данных позволил астрономам определить ряд характеристик окружающих V404 Лебедя пылевых облаков. В частности, анализ спектра колец показал, что они состоят из смеси графитовых и силикатных частиц. Также исследователи сумели определить расстояние от черной дыры до пылевых облаков и обнаружили существенные вариации в их плотности. Центры тяжести большинства облаков смещены в сторону плоскости Млечного Пути относительно положения V404 Лебедя.

Вечные рассветы и вечные закаты: James Webb изучил атмосферу экзопланеты в приливном захвате
Под поверхностью Луны нашли пещеру, где могли бы жить астронавты
Проблемные транзисторы: аппарат Europa Clipper может не выдержать радиации
Близкая к Земле экзопланета оказалась океаническим миром
Была ли такая жара при жизни Тараса Шевченко?
Ученые предлагают изменить определение планеты