Chandra сфотографировал остаток сверхновой бронзового века

Представленное изображение было получено рентгеновским телескопом Chandra (голубой цвет) с добавлением данных, собранных инфракрасным телескопом Spitzer (желтый и зеленый цвет), а также наземными радиотелескопами (красный цвет). Оно демонстрирует остаток сверхновой G344.7-0.1. По оценкам астрономов ее вспышка могла наблюдаться на Земле в эпоху бронзового века — в промежутке между 6 и 3 тыс. лет назад.

Остаток сверхновой G344.7-0.1. Источник: X-ray: NASA/CXC/Tokyo Univ. of Science/K. Fukushima, et al.; IR: NASA/JPL/Spitzer; Radio: CSIRO/ATNF/ATCA

G344.7-0.1 является порождением белого карлика. По всей видимости, он поглощал вещество своей звезды-компаньона, пока в какой-то момент его масса не превысила предел Чандрасекара (1,44 солнечной массы), что привело к гигантскому термоядерному взрыву.

Chandra смог зарегистрировать феномен, известный под названием «обратная ударная волна». Она возникает из-за того, что выброшенное сверхновой вещество сталкивается с межзвездной средой и постепенно замедляется. Это приводит к образованию ударной волны, движущейся обратно к эпицентру взрыва. Материя в ней нагревается до значительных температур, что сопровождается испусканием рентгеновского излучения.

Структура остатка сверхновой G344.7-0.1. Источник: NASA/CXC/Tokyo Univ. of Science/K. Fukushima, et al.

Также рентгеновский телескоп позволил зарегистрировать излучение атомов железа и кремния, образовавшиеся при взрыве. В будущем произведенные сверхновой химические элементы рассеются по Млечному Пути и войдут в состав газово-пылевых облаков, которые дадут жизнь новому поколению звезд и планет.

По материалам: https://chandra.si.edu