CERN может остановить Большой адронный коллайдер для экономии электроэнергии

Большой адронный коллайдер, на котором проводятся эксперименты по изучению темной материи и бозона Хиггса, может быть отключен. Это заставляет экономить энергию для уменьшения зависимости от поставок российского газа.

Большой адронный коллайдер
Большой адронный коллайдер. Источник: www.bbc.com

Как российский газ влияет на темную материю

Природный газ, поставки которого в Европу россия пытается превратить в инструмент шантажа, может повлиять на фундаментальные физические исследования. Для того чтобы уменьшить зависимость континента от страны-агрессора, разные европейские организации разрабатывают меры по кардинальному снижению потребления электроэнергии.

Среди них и Европейская организация по ядерным исследованиям, известная как CERN. Она объявила, что разрабатывает планы по остановке своих ускорителей, в том числе и Большого адронного коллайдера (ВАК), на котором несколько лет назад был найден бозон Хиггса.

Сейчас этот гигантский ускоритель работает почти без остановок. Ученые продолжают разгадывать тайны Вселенной. Они изучают свойства частицы, которая придает веществу массу, и пытаются разгадать, чем является темная материя. Также в центре много экспериментируют с антивеществом.

Большой адронный коллайдер будет остановлен ради безопасности

ВАК расположен на границе Швейцарии и Франции, но питается он именно от французской сети. В час пик он потребляет 200 МВт электроэнергии, что в три раза меньше, чем соседние города. Несмотря на это, руководитель центра Серж Клоде выразил обеспокоенность, что эксперименты могут вызвать перегрузку системы, что приведет к аварийной остановке.

ВАК стоит 4,4 млрд долларов, поэтому его аварийное отключение может привести к значительным повреждениям. В частности, сверхпроводящие магниты, корректирующие траекторию луча частиц, вообще нельзя отключать, хотя это позволило бы сэкономить еще 25 процентов энергии. По словам Клоде, общий план приостановки экспериментов будет представлен в течение месяца.

Сейчас CERN ведет переговоры со своим поставщиком — энергетическим гигантом EDF SA — о том, чтобы они в сутки высылали им предупреждение о необходимости отключения. Многие западноевропейские предприятия имеют соглашения по этому поводу на случай необходимости экономии, но физики-ядерщики до сих пор с такой необходимостью не сталкивались.

Несмотря на то, что газовые хранилища Западной Европы заполнены почти полностью, на потребляемые тепловые электростанции идет повышенная нагрузка. Дело в том, что недавно EDF SA заметила коррозию на трубопроводах одного из своих ядерных реакторов, и это вызвало необходимость провести ремонтные работы на всех энергоблоках этого типа.

Сейчас во Франции остановлены 12 ядерных реакторов, и добыча энергии вместо них возложена именно на тепловые электростанции. Поэтому EDF SA нуждается в снижении пиковой нагрузки на электросети на 15 процентов. Но к концу зимы атомные электростанции обещают снова запустить, так что возможная остановка исследований загадок Вселенной будет временной.

По материалам www.wsj.com