Быстрые радиовсплески пронзили соседнюю галактику

Недавно массив телескопов Вестерборк в Нидерландах прошел обновление. К нему подключили мощный суперкомпьютер. Благодаря этому ученые смогли в сжатые сроки установить точное положение пяти быстрых радиовсплесков и обнаружили, что часть из них пронзила соседнюю Галактику Треугольника.

Антени почули швидкі радіосплески
Антенны услышали быстрые радиовсплески. Источник: ASTRON/Futselaar/van Leeuwen

Радиотелескоп стал более чувствительным

Нидерландские ученые, работающие с массивом радиотелескопов Вестерборк, 12 апреля опубликовали результаты работы с ним после того, как к нему присоединили новый мощный суперкомпьютер. Они рассказали, что благодаря этому смогли увидеть в сжатые сроки сразу пять быстрых радиовсплесков. И обнаружили, что часть из них прошла сквозь соседнюю Галактику Треугольника.

Обсерватория Вестерборк состоит из 12 тарелковидных антенн, работающих как одно целое. Благодаря этому они обладают чувствительностью, как радиотелескоп гораздо большего диаметра. Однако раньше сигналы из каждой отдельной антенны просто суммировались, поэтому чувствительность относительно направления сигнала у него была достаточно небольшой.

Но после того, как к приемникам присоединили новый суперкомпьютер Apertif Radio Transient System, с сигналами от каждой антенны смогли работать значительно более сложным образом. Благодаря этому удалось точно локализовать на небе точки, из которых поступают даже такие кратковременные импульсы, как быстрые радиовсплески.

Почему быстрые радиовсплески так загадочны

Быстрые радиовсплески действительно происходят в очень короткое время. Они продолжаются всего несколько миллисекунд. Но при этом их энергия просто фантастична. Ученые установили, что их порождают одни из самых мощных взрывов во Вселенной.

А вот что именно так мощно взрывается, астрофизики до сих пор не уверены. Лучше всего на эту роль подходят нейтронные звезды. Когда на них начинает падать слишком большое количество вещества, они способны превращать его избыток в энергию, преимущественно в радиодиапазоне.

Однако проверить это предположение очень сложно. Происхождение быстрых радиосплесков от нейтронных звезд доказано лишь для нескольких относительно близких к нам случаев. Большинство же из них происходит на расстояниях, на которых пульсар не виден ни в одном диапазоне.

Галактика Треугольника

Именно поэтому столь важной оказалась новая способность массива Вестерборк очень точно определять положение источника быстрого всплеска. И оно имело достаточно неожиданный побочный эффект. Оказалось, что три из пяти зарегистрированных радиовсплесков прошли через Галактику Треугольника, которая находится всего в нескольких миллионах световых лет от нас.

Пронизывание галактики быстрыми радиовсплесками не является новым. Они регулярно проходят сквозь Млечный Путь и другие звездные системы. Жизнь на планетах этих событий не чувствует вообще. Зато их ощущают невидимые электроны, рассеянные в межзвездном пространстве.

Радиовсплески возбуждают их, они сами начинают излучать энергию и этот сигнал также видят антенны на Земле. Именно так нидерландские ученые смогли благодаря трем пришедшим издалека импульсам понять, как распределяется невидимая материя в соседней галактике.