Большой адронный коллайдер могут отключить из-за шантажа москвы, а из смеси титана и марсианской пыли можно напечатать дом: дайджест новостей

Подборка самых интересных космических новостей за неделю: NASA выбрала компанию для создания лунных скафандров, астронавты показали, как спасают жизнь на орбите, а мы поясняем, что такое уравнение Дрейка и почему молчит Вселенная.

«Существует ли разумная жизнь на Земле?»

― Фрэнк Дрейк

CERN может остановить Большой адронный коллайдер для экономии электроэнергии

Большой адронный коллайдер, на котором проводятся эксперименты по изучению темной материи и бозона Хиггса, может быть отключен для экономии. Различные европейские организации разрабатывают меры по кардинальному снижению потребления электроэнергии, чтобы уменьшить зависимость Европы от страны-агрессора. Россия и ранее неоднократно использовала природный газ как инструмент шантажа и давления на запад. Сейчас же такие ее действия могут повлиять на фундаментальные физические исследования.

Dream Chaser будет доставлять научные и военные грузы на орбиту

Компания Sierra Nevada Corporation подписала контракт на использование своего космоплана Dream Chaser для доставки грузов на орбиту. Ожидается, что с 2024 года он будет осуществлять грузовые рейсы для немецкой компании Yuri, которая участвует в экспериментах на борту Международной космической станции (МКС). Космоплан будет стартовать с помощью носителя Vulcan Centaur производства United Launch Alliance. Запускать его планируют с площадки Космических сил США на мысе Канаверал, а садиться он будет на обычные взлетно-посадочные полосы.

«Луна-25» никуда не полетит

Разработка концепции российской лунной миссии началась еще в нулевых годах. Изначально это был весьма амбициозный проект, предполагавший создание сети сейсмостанций на Луне. Однако из-за отсутствия необходимого финансирования и деградации российской космической индустрии он претерпел множество метаморфоз, существенно потеряв в масштабе. Более того, дата запуска постоянно переносилась на более позднее время. В итоге из проекта постепенно вышли все иностранные партнеры.

После выхода из проекта ESA «Роскосмос» заявил, что запуск миссии все равно состоится в 2022 году. Но спустя некоторое время генеральный директор российского космического ведомства Юрий Борисов вынужден был признать, что запуск состоится не ранее 2023 года. Однако с учетом санкций, разрыва отношений с иностранными партнерами и весьма плачевного положения дел в российской космонавтике на данный момент представляется весьма сомнительным, что «Роскосмос» в принципе сможет отправить к Луне хоть что-то.

ЗD-печать смесью из металла и марсианской пыли

Исследователи предлагают использовать новую технологию для строительства базы на Красной планете. Они опробовали материал на основе смеси марсианской пыли и титанового порошка для печати деталей на 3D-принтере. Ученые экспериментировали с составом смеси, изменяя содержание пыли от 5 до 100%. В зависимости от этого изменялись механические характеристики конечного материала. Смесь использовалась как сырье для 3D-принтера, который сплавлял ее лазером при температуре 2000°C и печатал детали.

Полученные детали имеют разные характеристики в зависимости от состава. Например, образцы, на 100% состоящие из марсианской пыли, просто раскрошились. А вот детали, содержащие высокий процент титана, показали очень неплохие термические и механические показатели, по которым они превзошли даже чистый металл.

Реанимация в космосе: как астронавты МКС спасают жизнь на орбите

Поскольку условия микрогравитации на орбите существенно отличаются от земных, некоторые методы оказания экстренной медицинской помощи необходимо адаптировать, чтобы они были эффективными в космосе. Выполняя компрессию грудной клетки на Земле, мы используем свой вес, чтобы нажать на верхнюю часть тела. Но на орбите отсутствие силы тяжести усложняет этот процесс, поскольку процедура сжатия заставит астронавта оттолкнуться от человека, которого он пытается спасти. Саманта Кристофоретти показывает несколько способов обойти эту сложность.

Снимок солнечной хромосферы, сделанный телескопом DKIST. Для лучшего понимания масштабов на фото добавлено изображение Земли. Источник: NSO/AURA/NSF

Национальный научный фонд США опубликовал несколько поразительных фотографий, сделанных телескопом DKIST (Daniel K. Inouye Solar Telescope). На данный момент это наиболее детальные изображения солнечной хромосферы. По словам астрономов, они «стоят больше тысячи слов». Изображение охватывает участок протяженностью 82,5 тысячи км. Это почти в 7 раз больше диаметра Земли. Снимок был сделан на длине волны 486,13 нм, его разрешение составляет 18 км. Для лучшего понимания масштабов сотрудники обсерватории опубликовали дополнительную версию фото с наложенной на него Землей.

Интересная цифра: 228,5 млн долларов

Axiom Space будет разрабатывать лунные скафандры. Источник: www.space.com

NASA объявила, что выбрала компанию Axiom Space для создания скафандра для лунных путешествий, который должен использоваться в программе Artemis. Общая стоимость сделки составляет 3,5 млрд долларов, но эти деньги будут распределяться равномерно до 2034 года на выполнение отдельных заказов NASA. Первый заказ стоимостью в 228,5 млн долларов получила Axiom Space, он предназначен для изготовления скафандров для миссии Artemis 3.

Уравнение Дрейка. Источник: SETI Institute

Ночью 2 сентября 2022 года на 93-м году жизни умер легендарный астроном Фрэнк Дрейк. Он был одним из пионеров радиоастрономии и проектов по поиску внеземных цивилизаций. До последних своих дней он искренне верил, что мы не одиноки в этой Вселенной. Сколько же цивилизаций человечество может встретить в нашей Галактике? Рассказываем, что такое уравнение Дрейка и почему молчит Вселенная, в статье «37 цивилизаций и одно уравнение Дрейка».

Также мы рассказали о том, что такое планетезимали и причем здесь планеты Солнечной системы.

Читайте в предыдущем дайджесте: Спутниковые снимки показывают преступления россии в фильтрационных лагерях, а между США и Китаем растет напряженность из-за лунных миссий: дайджест новостей