Реанимация в космосе: как астронавты МКС спасают жизнь на орбите

Поскольку ближайшие медицинские эксперты находятся как минимум на расстоянии 400 км от космического корабля, астронавты на борту Международной космической станции должны знать, как оказывать первую помощь и проводить другие важные медицинские процедуры, если одному из членов экипажа станет плохо. Но поскольку условия микрогравитации на орбите несколько отличаются от земных, некоторые методы оказания экстренной медицинской помощи необходимо адаптировать, чтобы они были эффективными в космосе.

Сердечно-легочная реанимация (СЦР) в космосе
Сердечно-легочная реанимация (СЦР) в космосе: метод заключается в нахождении точки опоры ногами на стене МКС напротив грудной клетки пострадавшего, чтобы иметь возможность надавливать на нее

Сердечно-легочная реанимация (СЦР) выполняется, когда чье-то сердце перестает биться. Некоторые читатели наверняка знают, что эта процедура включает серию сжатий грудной клетки, чтобы поддерживать циркуляцию крови человека, чтобы она продолжала насыщать кислородом органы, особенно мозг, тем самым предотвращая его необратимое повреждение. Астронавт Саманта Кристофоретти недавно поделилась видео с миллионами своих подписчиков в Twitter, показывая, как проводят сердечно-легочную реанимацию в космосе.

Выполняя компрессию грудной клетки на Земле, мы используем свой вес, чтобы нажать на верхнюю часть тела. Но в космосе отсутствие силы тяжести усложняет этот процесс, поскольку процедура сжатия заставит астронавта оттолкнуться от человека, которого он пытается спасти. Кристофоретти показывает несколько способов обойти этот недостаток в условиях микрогравитации.

Процедура предоставления экстренной сердечно-легочной реанимации в космосе
Процедура предоставления экстренной сердечно-легочной реанимации в космосе. Фото: ESA

Первый метод состоит в нахождении точки опоры ногами на стене МКС напротив грудной клетки пострадавшего, чтобы иметь возможность отталкиваться. Конечно, в таком случае у космонавта должен быть определенный рост, чтобы этот метод сработал. В другом методе используется ремешок сбоку от кровати станции для реанимации. Человек, который будет проводить сердечно-легочную реанимацию, обвязывает пояс вокруг своего тела, чтобы он надежно держался на месте и мог эффективно применять давление. А метод Эветтса-Руссомано, например, предполагает, что оказывающее помощь лицо располагает свои ноги таким образом, чтобы лодыжки сцепились в центре спины пациента, так они генерируют необходимую силу давления на грудную клетку без отталкивания.

К счастью, на сегодняшний день на Международной космической станции не приходилось проводить сердечно-легочную реанимацию. Однако запланированные долгосрочные миссии на Луну и Марс, а также увеличение количества гражданских орбитальных полетов приведут к тому, что больше людей всех возрастов и физической подготовки отправятся в космос, где возрастет вероятность возникновения неотложной медицинской помощи. Помня об этом, NASA будет продолжать подготовку экипажей, чтобы экстренная медицинская помощь была основной частью обучения астронавтов.

Ранее мы сообщали о том, как астронавты в космосе теряют по три миллиона эритроцитов ежесекундно.