BepiColombo опробовал ионные двигатели

Космические технологии

2 декабря японско-европейский зонд BepiColombo осуществил первый успешный маневр с использованием двух из четырех ионных двигателей, установленных на перелетном модуле MTM (Mercury Transfer Module). До этого инженеры провели серию тестов, убедившись в надежности работы электрореактивной силовой установки.

Один из ионных двигателей T6, установленных на станции BepiColombo, Источник: QinetiQ

Согласно пресс-релизу на сайте ESA, тягу ионных двигателей MTM удалось довести до 125 мН. Это сравнимо с силой, необходимой для удержания батарейки ААА в подвешенном состоянии на уровне моря. По словам специалистов миссии, включение двигателей прошло штатно. Отклонение тяги от расчетного значения составило не более 2%.

На первый взгляд эта цифра кажется микроскопической. Но дело в том, что, в отличие от традиционных химических двигательных установок, ионные двигатели характеризуются малым расходом топлива при весьма продолжительном времени функционирования. Благодаря этому космический аппарат, оснащенный подобными двигателями, может добиться приращения скорости, недостижимого при использовании обычного топлива. Главное — обеспечить необходимую мощность источников электроснабжения. В данном случае, поскольку BepiColombo движется во внутреннюю часть Солнечной системы, вырабатываемой его солнечными батареями энергии с избытком хватает для питания двигателей.

Чтобы добраться до конечной цели, аппарат осуществит девять гравитационных маневров: один — у Земли, два — у Венеры и шесть — в окрестностях Меркурия. Также он выполнит 22 основных включения ионных двигателей длительностью до двух месяцев. Маневры помогут BepiColombo погасить относительную скорость и выйти на орбиту вокруг ближайшей к Солнцу планеты. Ожидается, что это произойдет 5 декабря 2025 года.

Прибытие BepiColombo к Меркурию в представлении художника. Источник: ESA/ATG

При подлете к Меркурию BepiColombo отстрелит модуль MTM, после чего разделится на два аппарата — европейский MPO (Mercury Planetary Orbiter) и японский MMO (Mercury Magnetospheric Orbiter). А далее каждый из них приступит к своей самостоятельной научной миссии по изучению самой маленькой планеты Солнечной системы.