Бак разгонного блока «Фрегат» взорвался на орбите

8 мая 2020 г. на околоземной орбите взорвался отработанный топливный бак разгонного блока «Фрегат». Об этом сообщила 18-я эскадрилья контроля космического пространства ВВС США (18 Space Control Squadron). В результате инцидента образовалось, по меньшей мере, 65 обломков.

Разгонный блок находился в космосе с июля 2011 г. Он остался после запуска обсерватории «Радиоастрон». Его основные орбитальные параметры на момент взрыва: перигей — 429 км, апогей — 3613 км. Пока неизвестно, представляют ли образовавшиеся в результате взрыва бака обломки какую-либо угрозу для действующих космических аппаратов.

Как правило, разрушение отработанных ступеней, разгонных блоков и их баков происходит из-за оставшегося в них топлива. Нагрев Солнцем вызывает его переход в газообразное состояние, что со временем способно привести к взрыву. Значительная часть существующего космического мусора образовалась как раз в результате подобных событий.

Разгонный блок «Фрегат-СБ» с отделяемым баком. Источник: НПО им. Лавочкина

Для предотвращения таких случаев в настоящее время ступени и разгонные блоки после завершения работы подвергаются пассивации путем сжигания или полного слива остатков топлива. Однако даже эти меры не дают стопроцентной гарантии. Иногда соответствующий механизм не срабатывает, и в результате оказывается, что ступень все равно может взорваться.