Астрономы заподозрили наличие экзопланеты у Веги

Вега — вторая по яркости звезда северного полушария небесной сферы — давно привлекала внимание человечества. Она стала первым объектом за пределами Солнечной системы, который удалось сфотографировать и для которой был получен спектр излучения. Ее также упоминают в мифах многих народов, ее окрестности являются местом действия нескольких фантастических произведений.

Экзопланета у звезды Вега в представлении художника. Источник: wikipedia.org

По сравнению с Солнцем, Вега — относительно молодая звезда (ее возраст составляет 450 млн лет). Сейчас нам известно, что она окружена несколькими пылевыми дисками, по всей видимости, образовавшимися в результате столкновений комет или астероидов. Что касается экзопланет, то вопрос об их существовании в системе Веги все еще остается открытым. Однако, если верить статье, недавно опубликованной в журнале The Astrophysical Journal, она может обладать как минимум одним планетоподобным компаньоном.

Статья была написана командой американских астрономов. Они проанализировали спектры Веги, собранные за последнее десятилетие, и обнаружили характерный сигнал, имеющий периодичность 2,43 дня. По их оценкам, он соответствует объекту, масса которого лежит в диапазоне от 20 до 200 масс Земли. Таким образом, речь идет о газовом гиганте. С учетом весьма небольшого периода обращения (и соответственно, малого расстояния до центрального светила) его освещенная сторона должна быть разогрета до температур порядка 3200°C. Это превышает температуру поверхности Проксимы Центавра.

Стоит отметить, что открытие пока не подтверждено другими источниками и его верификация потребует дополнительных наблюдений. Но, по словам исследователей, вероятность ложной интерпретации данных составляет всего 1%. Также они заявили о наличии признаков второго, намного более слабого сигнала, соответствующего объекту с периодом обращения 196 дней. Для его подтверждения также необходимы новые наблюдения.