Астрономы заподозрили наличие газового гиганта у близкого белого карлика

Команда американских астрономов обнаружила следы, указывающие на возможное существование экзопланеты. Она обращается вокруг близкого к Солнечной системе белого карлика.

Экзопланета у белого карлика в представлении художника. Источник: CfA/Mark A. Garlick

Открытие было сделано в ходе анализа данных, собранных космическим телескопом James Webb (JWST). Ему удалось обнаружить избыток инфракрасного излучения, поступающего от белого карлика WD 0310–688.

WD 0310–688 расположен на расстоянии 33,9 световых лет от Солнца. Его масса составляет 0,66 солнечной. По оценкам астрономов, WD 0310–688 стал белым карликом примерно 200 млн лет назад.

До недавних пор WD 0310–688 не привлекал особого внимания астрономов. Однако затем в его спектре были найдены следы кислорода, кремния, магния и железа. Это указывает на поглощение карликом богатой тяжелыми элементами материи. Его источником может являться окружающий карлик обломочный диск, состоявший из вещества уничтоженной во время стадии красного гиганта экзопланеты.

Белый карлик, поглощающий остатки планет в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

В ходе наблюдений, JWST удалось зафиксировать избыток инфракрасного излучения на средних длинах волн от WD 0310–688. Его источником может являться обломочный диск. Однако чтобы количество испускаемого ими излучения совпало с результатами наблюдений JWST, он должен иметь довольно специфические параметры (быть крайне тонким и наблюдаться нами почти с ребра).

Поэтому у астрономов имеется и альтернативная версия, которая на данный момент кажется им более предпочтительной. По их мнению, на орбите вокруг WD 0310–688 может находиться крупная экзопланета. Речь идет о газовом гиганте, чей радиус соответствует радиусу Юпитера, а масса в три раза больше, чем у него. Наличие такой экзопланеты позволяет объяснить избыток инфракрасного излучения.

Правда, в этой интерпретации тоже имеется определенная проблема. Дело в том, что орбита газового гиганта должна проходить на расстоянии от 0,1 до 2 а. е. от карлика — и не совсем понятно, как на таком небольшом расстоянии ему удалось пережить фазу красного гиганта. Астрономы допускают, что после того, как умирающая звезда сбросила свою атмосферу, экзопланета мигрировала на более близкую орбиту. Возможно, наблюдения других белых карликов позволят найти ответ на этот вопрос.

Ранее мы рассказывали о том, как астрономам удалось найти землеподобную экзопланету у другого белого карлика.

По материалам iopscience.iop.org

Астрономы заподозрили наличие газового гиганта у близкого белого карлика
Распад темной материи мог помочь родиться сверхмассивным черным дырам
Атмосфера Марса оказалась в ловушке внутри горных пород
Китай показал скафандр для высадки на Луну
Суни Уильямс назначили командиром МКС вместо российского космонавта
Теория образования Луны может оказаться неправильной
Нештатный сход с орбиты: SpaceX временно приостановила полеты Falcon 9
Будущее Земли: переживет ли наша планета смерть Солнца?
11 сентября в Арктике наблюдалось минимальное количество льда