Астрономы впервые обнаружили коричневый карлик при помощи радиотелескопа

Коричневые карлики занимают промежуточное положение между планетами-гигантами и звездами. С одной стороны, их массы недостаточно для того, чтобы в их недрах «запустились» постоянные реакции термоядерного синтеза на основе атомов водорода. С другой — внутри них все же могут происходить некоторые реакции с участием ядер дейтерия и лития. Но по астрономическим меркам они длятся недолго, после чего такие объекты продолжают нагреваться за счет медленного гравитационного сжатия.

Сравнение размеров Солнца, красных карликов, коричневых карликов и Юпитера. Источник: Credits: NASA’s Goddard Space Flight Center

Именно поэтому коричневые карлики достаточно сложно найти, особенно если они не входят в состав звездных систем. Как правило, их идентифицируют по инфракрасному излучению. Но далеко не для всех из них это возможно. Существует целая популяция таких тел (т.н. спектральный класс Y), обладающих ультрахолодными поверхностями, которые практически не испускают инфракрасного излучения.

Команда исследователей из Радиоастрономического института ASTRON предложила иной подход к поиску коричневых карликов. Результаты наблюдений говорят о том, что многие из них обладают мощными магнитными полями. Исходя из этого, ученые разработали новую методику. Они использовали радиотелескоп LOFAR (Нидерланды) для поиска источников поляризованного радиоизлучения, которые при этом невидимы в оптическом и инфракрасном диапазоне. В результате астрономам удалось обнаружить объект, получивший обозначение BDR J1750+3809. В ходе последующих перепроверок было подтверждено, что это — коричневый карлик, расположенный на расстоянии 212 световых лет от Солнца.

Коричневый карлик с сильным магнитным полем (концепт). Источник: ASTRON / Danielle Futselaar

BDR J1750+3809 стал первым коричневым карликом, найденным средствами радиоастрономии. Авторы открытия полагают, что исследование его радиоизлучения поможет понять, каким образом эти объекты генерируют магнитные поля. Дальнейшее же усовершенствование предложенной техники позволит выявлять магнитосферы у землеподобных экзопланет. Наличие достаточно мощного магнитного окружения считается одним из ключевых критериев, определяющих возможность зарождения жизни.