Астрономы уточнили массу черной дыры в центре Млечного Пути

Команда астрофизиков из Института внеземной физики Макса Планка сумела уточнить массу черной дыры Стрелец А*, расположенной в центре Млечного Пути. Она превышает массу Солнца более чем в четыре миллиона раз.

Черная дыра в центре Млечного пути
Первый в истории снимок Стрельца А*: черной дыры, расположенной в центре нашего Млечного Пути. Источник: EHT Collaboration

В центре большинства известных нам галактик скрываются сверхмассивные черные дыры. Наш Млечный Путь не является исключением из этого правила. В прошлом году астрономы сумели окончательно доказать, что расположенный в его центре компактный радиоисточник Стрелец А* тоже представляет собой черную дыру. Им удалось это сделать, запечатлев при помощи радиотелескопов окружающую ее яркую кольцеобразную структуру. Она состоит из разогретого до больших температур газа.

Время от времени в этом газе происходят вспышки, которые можно наблюдать в ближнем инфракрасном диапазоне. Исследователи решили воспользоваться этим обстоятельством, чтобы уточнить размеры и массу черной дыры. Для этого они использовали данные о наблюдавшихся в 2018, 2021 и 2022 годах вспышках, собранных при помощи установленного на Очень Большом телескопе приемника GRAVITY.

Анализ данных GRAVITY показал, что масса Стрельца А* превышает массу Солнца в 4,297 млн раз. Это соответствует результатам измерений, полученных при использовании альтернативных методов. Также исследователям удалось уточнить размер черной дыры. Все ее масса сосредоточена в объеме пространства меньше радиуса орбиты Венеры.

По материалам https://www.aanda.org