Астрономы сфотографировали массивную экзопланету

Благодаря Очень большому телескопу (ESO VLT) астрономы смогли получить прямое изображение экзопланеты, которую назвали YSES 2b. Она обращается вокруг молодой солнцеподобной звезды, расположенной на расстоянии 360 световых лет от Солнца. Светило сформировалось совсем недавно, его возраст не превышает 14 млн лет.

Экзопланета YSES 2b (снимок VLT). Источник: ESO/SPHERE/VLT/Bohn et al.

YSES 2b представляет собой газовый гигант, масса которого в шесть раз превышает юпитерианскую. Благодаря относительной молодости, ее атмосфера все еще разогрета до больших температур и активно излучает в инфракрасном диапазоне. Это и делает возможным ее прямые наблюдения при помощи VLT.

По словам астрономов, наиболее удивительным фактом является расстояние между YSES 2b и родительской звездой. Оно составляет 110 а.е., что почти в четыре раза больше, чем дистанция между Солнцем и Нептуном.

Столь большое расстояние является вызовом для существующих моделей образования планет. Если YSES 2b изначально сформировалась на нынешней позиции, то ученым трудно объяснить, откуда на окраине протопланетного диска оказалось так много материала. Если планета возникла в результате гравитационной нестабильности в диске, она, наоборот, недостаточно тяжелая. Существует вероятность, что YSES 2b была выброшена на нынешнюю орбиту в результате взаимодействия с другой массивной планетой. Но пока что астрономам не удалось найти в этой системе такое тело.