Астрономы открыли у пары звезд удивительные параллельные диски

Массив радиоантенн ALMA и космический телескоп James Webb помогли ученым обнаружить в двойной системе WL20 удивительную структуру. Она представляет собой пару газопылевых дисков, сориентированных в одной плоскости.

Паралельні струмені та диски
Параллельные струи и диски. Источник: phys.org

Неожиданное открытие астрономов

Большая часть Вселенной невидима для человеческого глаза. То, из чего потом образуются звезды, можно увидеть лишь в волнах, которые находятся за пределами видимого спектра. Недавно астрономы с помощью двух очень разных и очень мощных телескопов открыли двойные диски и параллельные струи, извергающиеся из молодых звезд в кратных звездных системах.

Это открытие было неожиданным и беспрецедентным, учитывая возраст, размер и химический состав звезд, дисков и джетов. Их расположение в известной, хорошо изученной части Вселенной добавляет волнения.

Для этого исследования были объединены наблюдения с Большой миллиметровой / субмиллиметровой решетки (ALMA) Национальной радиоастрономической обсерватории (NRAO) в Атакаме Национального научного фонда США (NSF) и Среднеинфракрасного инструмента (MIRI) космического телескопа имени Джеймса Уэбба (JWST) NASA.

Параллельные диски

ALMA и MIRI от JWST наблюдают очень разные части электромагнитного спектра. Их совместное использование позволило астрономам обнаружить этих близнецов, скрытых в радио- и инфракрасном диапазонах, в звездной системе WL20, расположенной в соседнем комплексе молекулярных облаков Ро Змееносца, что находится на расстоянии 390 световых лет от Земли.

«То, что мы обнаружили, было совершенно невероятным, — делится астроном Мэри Барсони. — Мы знали о звездной системе WL20 уже давно. Но наше внимание привлекло то, что одно из светил в системе оказалось намного моложе остальных. Используя MIRI и ALMA вместе, мы увидели, что эта одна звезда была на самом деле двумя, расположенными рядом. Каждая из них была окружена диском, и каждый диск излучал струи параллельно другому».

ALMA обнаружил диски, а MIRI — реактивные струи. Соавтор Валентин Ж.М. Ле Гуэллек из NASA-ARC нашел и уменьшил архивные данные ALMA, чтобы выявить состав дисков, а Лукаш Тихонец из Лейденской обсерватории предоставил изображения высокого разрешения, показав их массивность. Оказалось, что их размер примерно в 100 раз превышает расстояние между Землей и Солнцем. Другой соавтор, Мартин Л. ван Гелдер (Martijn L. van Gelder), предоставил ресурсы для обработки данных, собранных MIRI, что позволило выявить химический состав струй.

Выход в открытый космос остановили из-за утечки из скафандра