Новорожденные звезды «чихают» газом и пылью

Ученые установили, что новорожденные звезды выталкивают наружу огромные массы газа и пыли, или, как они выразились, «чихают». Таким путем они избавляются от сильных магнитных потоков, присутствующих в облаках, из которых они образуются.

Новорожденные звезды «чихают» пылью и газом
Новорожденные звезды «чихают» пылью и газом. Источник: phys.org

Загадка молодых светил

Исследователи из Университета Кюсю в Японии разгадали одну из загадок, связанных с новорожденными звездами. Массив радиоантенн ALMA позволил им увидеть, что недавно образовавшиеся светила выбрасывают в пространство огромное количество газа и пыли в ходе процесса, описанного как «чихание».

Все звезды, включая наше Солнце, рождаются в так называемых звездных колыбелях. Это сравнительно холодные газово-пылевые облака, простирающиеся на многие световые годы. Постепенно в них возникают сгустки, которые впоследствии дают начало новым светилам.

Новорожденные звезды окружены протопланетными дисками, состоящими из газа и пыли. При этом все вышеупомянутые структуры пронизаны мощными магнитными потоками. В конце концов, они должны были бы вместе с газом стать частью новорожденных светил, однако наблюдения говорят, что ни одно из них не имеет магнитных полей, которые должны наблюдаться в этом случае.

Как «чихают» новорожденные звезды

Традиционный взгляд на то, куда исчезают магнитные поля после формирования звезд, состоит в том, что они постепенно ослабевают в процессе формирования светила. Однако новое исследование позволяет взглянуть на этот вопрос по-новому.

Астрономы направили антенны радиотелескопа ALMA на газово-пылевое облако MC 27. Оно расположено в 450 световых годах от нас и давно известно как место рождения новых звезд. Наблюдая за молодыми светилами в нем, ученые увидели структуры, похожие на шипы. Они имели длину в несколько астрономических единиц, а их острия были направлены от звезды.

Ученые считают, что имеют дело с выбросами газа и пыли. По их словам, новорожденные звезды будто бы чихают и таким способом избавляются от лишних магнитных полей. Происходит это благодаря явлению, известному как «нестабильность взаимообмена», в результате которого газ с мощным зарядом выбрасывается из протопланетного диска.

При этом интересно, что среди шипов есть как находящиеся совсем рядом с газово-пылевым диском звезды, так и уже успевшие от него удалиться. Это означает, что «чихание» у молодых звезд происходит неоднократно и длится определенный длительный период их истории.