Астрономы открыли сверхновую редкого типа Icn

Ученые исследовали сверхновую SN 2022ann, которая относится к редкому типу Icn. Это только пятый подобный объект, известный людям. Исследования показывают, что перед взрывом вспышка «надула» ее оболочку.

Снова SN 2022ann перед взрывом могла потерять внешнюю оболочку
Звезда, породившая SN 2022ann, потеряла внешнюю оболочку. Источник: рhys.org

Сверхновая редкого типа

Ученые разных стран исследовали в видимом и инфракрасном спектре сверхновую SN 2022ann. Она находится в галактике SDSS J101729.72-022535, удаленной от нас на 710 млн световых лет. Интересной ее делает то, что она относится к редкому типу Icn.

Сверхновые — это гигантские взрывы, которые возникают из-за достаточно большого количества причин. Обычно их делят на два основных типа. Тип I не имеет в спектре ярких линий водорода, а у типа II они есть. Icn является разновидностью первого варианта, у которого нет не только признаков водорода, но и гелия, однако при этом присутствуют линии кислорода и углерода.

По представлениям ученых, сверхновые типа Icn образуются вследствие гравитационного коллапса звезд, которые перед этим теряют свои внешние оболочки. SN 2022ann только пятый случай наблюдения этого явления.

Что показали исследования?

Исследование показало, что в спектре SN 2022ann присутствуют сильные линии кислорода и углерода, напоминающие массивную переменную звезду Р Лебедя. Последняя известна тем, что на ней происходят вспышки, на столетие увеличивающие ее светимость в сотни раз.

Сверхновая SN 2022ann демонстрирует невысокую светимость, которая оставалась постоянной достаточно длительное время после вспышки. Ученые подсчитали, что при взрыве эта звезда выбросила в пространство количество вещества, равное 1,73 массы Солнца.

Исследования показывают, что непосредственно перед вспышкой оболочка звезды была «надута» мощной внутренней вспышкой, подобно тому, как это происходит с Р Лебедя, и именно этим объясняются ее удивительные особенности.

Кроме того, исследователи подозревают, что в этой ситуации свою роль сыграл спутник звезды, который мы не видим, но он должен быть там. Судя по тому, насколько исключительными являются сверхновые типа Icn, такое стечение обстоятельств случается крайне редко.