Астрономы открыли массивное протоскопление галактик вокруг яркого квазара

Астрономы открыли рядом с чрезвычайно ярким квазаром, который мы видим таким, каким он был в начале существования Вселенной, скопление галактик. Оно отличается необычной массивностью и является крупнейшим из всех, открытых на таком расстоянии.

Возле квазара нашли протоскуппление галактик
Возле квазара нашли протоскопление галактик. Источник: NASA

Протоскопление галактик

Астрономы из обсерватории Стюарда в Тусоне (штат Аризона) и других сообщают об обнаружении нового массивного протоскопления. Эта структура была найдена вокруг яркого квазара, известного как J0910-0414.

Галактические скопления содержат от сотен до тысяч галактик, связанных между собой гравитацией. Они являются крупнейшими гравитационно связанными структурами во Вселенной и могут служить прекрасными лабораториями для изучения развития звездных систем и эволюции времени и пространства.

Астрономы особенно заинтересованы в исследовании протоскопления галактик, прародителей скоплений. Такие объекты, обнаруженные на высоких красных смещениях (более 2,0), могут предоставить важную информацию о ранних этапах развития Вселенной.

Что увидели астрономы?

Недавно команда астрономов под руководством Фейге Ванга из Обсерватории Стюарда использовала сверхсовременные инструменты для наблюдения J0910-0414 — яркого квазара с красным смещением 6,63. Этот объект содержит одну из крупнейших (около 3,6 млрд масс Солнца) сверхмассивных черных дыр с таким высоким красным смещением. Благодаря этому он является хорошим местом для поиска скоплений галактик в ранней Вселенной.

Наблюдения обнаружили протоскопление, окружающее J0910-0414, в спектре которого есть по меньшей мере три линии углерода [C II] и 12 линий Лиман-альфа (LAE) на красном смещении квазара. Изображения также показывают двухпиковый LAE в окружении черной дыры.

Согласно исследованию, найденная структура является одной из самых перенасыщенных, известных в ранней Вселенной. Более того, современная масса этой структуры оценивается примерно в 6,9 квадриллиона масс Солнца — то есть втрое больше, чем соседнего скопления Волосы Вероники. Это означает, что протоскопление, о котором говорится в статье ученых, является самым массивным из всех найденных при красном смещении выше 6,0.

Выводы ученых

Подытоживая результаты, команда Ванга подчеркнула, что обнаруживать перенасыщенность галактик путем нацеливания на поля квазаров с помощью как телескопа ALMA, так и узкополосных наблюдений, эффективно, что и было доказано открытием нового протоскопления.

«Будущие мозаичные наблюдения ALMA, узкополосное изображение и наблюдения квазаров на космическом телескопе Джеймса Уэбба в эпоху реионизации позволят нам не только обнаружить перенасыщенность галактик в это время, но и изучить зависимость эволюции звездных систем от окружающей среды», — заключают ученые.