Астрономы открыли цефеиду с самым длинным периодом пульсации

Астрономы открыли цефеиду с самым длинным известным периодом пульсации. Эти гигантские переменные звезды играют роль «маяков Вселенной», помогая ученым оценить расстояние до различных объектов.

Цефеїда
Цефеида. Источник: mosaic-lille.fr

Цефеида с самым длинным периодом

Астрономы из Варшавского университета в Польше и других стран обнаружили новую классическую цефеиду. Эта переменная звезда, которая получила обозначение OGLE-GD-CEP-1884, имеет самый длинный период пульсации среди подобных переменных во Млечном Пути.

Переменные типа δ Цефея, или цефеиды, — это яркие желтые звезды, формирующие отдельную горизонтальную последовательность на диаграмме Герцшпрунга — Рассела. Они изменяют свою яркость со временем вследствие регулярных пульсаций. Учитывая, что периоды их изменений тесно связаны с их светимостью, астрономы используют их для измерения межзвездных и межгалактических расстояний.

Классические цефеиды, также известные как цефеиды I типа, испытывают пульсации с очень регулярными периодами порядка — от нескольких дней до нескольких месяцев. Учитывая, что периодичность изменений светимости и физические параметры тесно связаны, эти переменные также используются как тестовая площадка для теорий звездной эволюции.

Переменная звезда с самым длинным периодом пульсации

В новой статье команда астрономов во главе с Игорем Сошинским из Варшавского университета сообщает об открытии новой переменной такого типа. Новая звезда, которая имеет относительно длинный период пульсации, была обнаружена с помощью Варшавского телескопа в обсерватории Лас-Кампанас в Чили в рамках Эксперимента по оптическому гравитационному линзированию (OGLE) — долгосрочного исследования неба, включающего регулярные фотометрические наблюдения около двух миллиардов звезд в нашей галактике и в Магеллановых Облаках.

Согласно исследованию, OGLE-GD-CEP-1884 имеет период пульсации примерно 78,14 дней — самый длинный из известных в Галактике классических цефеид. Он на 10 суток превосходит продолжительность изменений светимости второй по этому параметру цефеиды Млечного Пути —S Лисички.

Параметры открытой звезды

OGLE-GD-CEP-1884 имеет звездную величину в V-диапазоне 16,83, среднюю радиальную скорость -72,3 км/с, а ее возраст оценивают в 22 млн лет. Астрономы отметили, что такие параметры делают эту звезду, вероятно, самой яркой и самой молодой галактической цефеидой. Расстояние до этого светила составляет около 14 500 световых лет.

Астрономы отметили, что странно, что OGLE-GD-CEP-1884 не была идентифицирована ранее как долгопериодическая классическая цефеида, учитывая ее яркость, особенно в длинных волнах. Поэтому они предполагают, что во Млечном Пути может быть больше таких цефеид, которые остаются необнаруженными.

Открытие такой звезды свидетельствует о том, что мы знаем не все классические цефеиды в Галактике, вероятно, они скрываются в регионах, которые сильно пострадали от межзвездного вымирания. Этот вывод подчеркивает необходимость применения более эффективных методов обнаружения и классификации переменных звезд в текущих и будущих исследованиях неба.