Астрономы объяснили природу «голубых луркеров»

Группа исследователей под руководством Эндрю Найна из университета Висконсин-Мэдисон смогла объяснить природу «голубых луркеров». Эти странные звезды вращаются быстрее, чем должны. Объяснением такому явлению является то, что они медленно абсорбируют своих компаньонов. Именно постоянный приток вещества со звезды-спутника и обуславливает повышенную температуру и скорость вращения.

«Голубые луркеры» в скоплении
Звездное скопление M67, в котором нашли «голубых луркеров». Источник: Sloan Digital Sky Survey

Что такое «голубые луркеры»

Астрономы предложили решение проблемы «голубых луркеров». Этот тип звезд был открыт всего несколько лет назад благодаря успехам внеатмосферной астрономии. Ранее такие светила были незамеченными среди звездных скоплений.

То, насколько горячая звезда и как быстро она вращается, в большей степени определяется ее массой и возрастом. Однако «голубые луркеры» — это члены звездных скоплений, которые горячее и вращаются гораздо быстрее, чем их соседи, а также быстрее, чем это должно быть с объектами не такой уж и большой массы. До сих пор причины этого явления оставались дискуссионными.

Команда под руководством Эндрю Найна провела исследования с использованием данных орбитального телескопа Hubble. Они сделали подробный обзор неба и рассмотрели все «голубые луркеры», которых только смогли найти. Оказалось, что большинство этих звезд имеют компаньонов — горячих белых карликов. То, что карлики горячие, означает, что относительно недавно они были звездами главной последовательности. Их нынешнее состояние — не результат завершения эволюции, а следствие длительного «раздевания» их более массивным соседом.

Именно приток вещества из белого карлика и ответственный за аномальное состояние основной звезды. А в тех случаях, когда рядом с «голубым луркером» не удалось разглядеть компаньона, ученые предполагают, что он все же есть. Просто большая звезда сорвала его внешние слои вплоть до самого ядра, и он сильно остыл. А холодные белые карлики на больших дистанциях увидеть гораздо сложнее.

«Голубые наблюдатели» и «голубые бродяги»

В украинской астрономической терминологии установленного термина для обозначения этих звезд не существует. «Голубые луркеры» — это калька из английского. Учитывая, что они были открыты всего несколько лет назад, в этом нет ничего удивительного.

Дело в том, что именно lurker с английского переводится не просто как «наблюдатель», а как «скрытый наблюдатель». Как адекватно и удобно перевести его для использования в астрономии — вопрос к специалистам. В конце концов, само английское название — продолжение истории с «голубыми страгглерами». Это другой тип звезд, которые голубее, чем должны быть. И их механизм нагрева тоже основан на перетекании вещества из звезды-компаньона. «Голубые луркеры» даже считаются карликовыми формами «голубых страгглеров».

Много лет в нашей астрономии этот термин также использовался как калька из английского. Только относительно недавно ученые решили, как правильно перевести такое непростое слово. В итоге «голубые страгглеры» стали «голубыми бродягами». Похоже, что и «луркеров» ждет такая же история.