Астрономы обнаружили самую далекую радиогалактику

Практически все галактики излучают в радиодиапазоне. Но среди них попадаются объекты с резко повышенной радиосветимостью. Их принято называть радиогалактиками. Такие объекты являются своеобразными «маяками» Вселенной. Радиоизлучение наиболее «ярких» галактик этого класса превышает их оптическую светимость, благодаря чему астрономы способны находить их на очень больших расстояниях. Изучение таких объектов позволяет лучше понять, как формируются и эволюционируют галактики.

Команда исследователей из Лейденского университета объявила об обнаружении наиболее далекой радиогалактики. Она была найдена при помощи радиотелескопа GMRT (Giant Metrewave Radio Telescope). Он расположен в Индии в 80 километрах севернее города Пуна, на высоте в 588 метров над уровнем моря. На сегодняшний день это крупнейший в мире радиотелескоп, работающий в метровом диапазоне.

Одна из антенн радиотелескопа GMTR. Источник: steemkr.com

Чтобы точно определить расстояние до галактики, астрономы измерили ее красное смещение. Для этого они воспользовались помощью телескопов Gemini North и LBT. Измерения показали, что значение красного смещения составляет 5,72. Это значит, что мы видим галактику такой, какой она была 12 млрд лет назад, когда возраст Вселенной составлял 7% от нынешнего.

Самая далекая известная радиогалактика во Вселенной. Источник: Leiden Observatory

Своей светимости в радиодиапазоне галактика обязана активности своей сверхмассивной черной дыры. В тот период времени она поглощала огромное количество материи, что сопровождалось образованием мощных джетов, разгоняющих заряженные частицы до околосветовых скоростей. Такие джеты легко фиксируются на радиоволнах.

Сверхмассивная черная дыра в представлении художника. Источник: NASA

По словам астрономов, находка стала для них неожиданностью. Они не предполагали, что радиогалактики существовали в столь далеком прошлом. Это говорит о том, что формирование первых галактик и сверхмассивных черных дыр происходило быстрее, чем считалось.

Космическое кольцо: астрономы сфотографировали гиперсветящуюся галактику