Астрономы обнаружили крупный газовый гигант в системе Kepler-88

Команда американских астрономов объявила об обнаружении массивной экзполанеты, обращающейся вокруг солнцеподобной звезды Kepler-88. Она расположена в созвездии Лиры на расстоянии приблизительно 1240 световых лет от Земли.

Система Kepler-88 в представлении художника. Источник: W. M. KECK OBSERVATORY/ADAM MAKARENKO

Открытие было сделано при помощи спектрометра высокого разрешение HIRES, установленного на 10-метровом телескопе Keck I гавайской обсерватории Мауна-Кеа. Проанализировав результаты шести лет наблюдений за системой, ученые обнаружили отклонения в радиальной скорости звезды, свидетельствующие о наличии невидимого спутника. Его масса в три раза превосходит массу Юпитера. Объект движется по вытянутой орбите и совершает один оборот вокруг светила за четыре года.

Это не первая экзопланета, найденная у Kepler-88. До этого астрономам было известно о существовании двух тел в этой системе. Первое (Kepler-88 b) представляет собой мининептун, масса второго (Kepler-88 c) сопоставима с массой Сатурна. Они находятся на орбитах, расположенных на небольшом удалении от звезды, поэтому их атмосферы разогреты до больших значений. Эта пара интересна тем, что ее орбиты находятся в резонансе 2:1. Kepler-88 b совершает один оборот вокруг звезды за 11 дней, в то время как Kepler-88 c за 22 дня.

При этом, поскольку масса Kepler-88 с превосходит массу Kepler-88 b в 20 раз, ее гравитация оказывает сильное влияние на соседа, вызывая «запаздывания» его транзитов. Подобные отклонения была обнаружены астрономами в нескольких десятках планетных систем. Но в случае с Kepler-88 b они являются одними из самых больших.