Астрономы нашли ультратонкую галактику

Астрономы исследовали спиральную галактику UGC 11859. Мы видим ее с ребра, поэтому можем оценить, насколько она тонкая. Однако ученых больше заинтересовало искривление диска чем-то невидимым.

Ультратонкая галактика UGC 11859
Ультратонкая галактика UGC 11859. Источник: phys.org

Ультратонкая галактика

Ученые из Университета Вальпараисо в Чили опубликовали в июле 2023 года исследование галактики UGC 11859, которую они изучали с помощью большого телескопа на Канарских островах. Эта спиральная система интересна тем, что мы ее видим с ребра и поэтому можем оценить структуру диска.

UGC 11859 находится на расстоянии 167,5 млн световых лет от нас. Ученые считают, что она относительно изолирована от других звездных систем, то есть в последние несколько миллиардов лет не испытывала серьезных гравитационных воздействий. Кроме того, галактика имеет чрезвычайно тонкий диск.

Однако ученые решили подробнее исследовать ее на линии волны нейтрального водорода. И здесь их подстерегала неожиданность. Галактика демонстрирует асимметрию по плоскости диска, то есть количество межзвездного газа неожиданным образом меняется.

Невидимое влияние

Когда ученые подробнее изучили спектрограмму UGC 11859, то нашли сразу несколько особенностей, которые демонстрирует эта ультратонкая галактика. На расстоянии примерно 78 тыс. световых лет от центра системы наблюдается резкий излом на кривой блеска. Выглядит это как вспышка, которая постепенно нарастает, а затем резко прекращается.

По мнению ученых, такой резкий надлом свидетельствует о том, что представление об UGC 11859 как об изолированной галактике не совсем правильное. Ученые считают, что он мог появиться только под воздействием чего-то, что остается невидимым для ученых.

Также детальное исследование UGC 11859 позволило предположить, что у нее есть спутник. Интересно, что он находится именно за искривленной частью диска на небольшом угловом расстоянии от него. Однако то, что это действительно другая звездная система, гравитационно связанная с ультратонкой галактикой, еще предстоит доказать.