У старого красного карлика найден субнептун

Анализ данных, собранных телескопом TESS, позволил астрономам обнаружить ранее неизвестную экзопланету. Она обращается вокруг звезды TOI-2257. Это красный карлик, расположенный на расстоянии 188 световых лет от Земли. Его радиус и масса примерно в три раза меньше солнечных, а возраст оценивается как минимум в 8 млрд лет.

Субнептун в представлении художника. Источник: http://beyondearthlyskies.blogspot.com

TESS удалось обнаружить регулярные изменения яркости TOI-2257, происходящие с интервалом в 35,2 дня. Они вызваны транзитом экзопланеты, получившей обозначение TOI-2257b. Ее радиус в 2,19 превосходит земной, масса — в 5,71 раза. Для наименования таких объектов астрономы иногда используют термин «субнептун». Считается, что они обладают скалистыми ядрами, окруженными массивными оболочками из летучих веществ. В Солнечной системе нет аналогов подобных планет.

Находка интересна по нескольким причинам. Субнептун обладает относительно длинным периодом обращения — на сегодняшний день у красных карликов найдены только две экзопланеты с периодами больше, чем у TOI-2257b. Кроме того, планета движется по весьма вытянутой орбите со значением эксцентриситета равным 0,5. Это значит, что в течение местного года TOI-2257b испытывает сильные температурные колебания.

Также стоит отметить, что, по оценкам астрономов, равновесная температура поверхности TOI-2257b составляет –17°C. В теории в ее атмосфере может существовать вода в жидком виде. Исследователи надеются, что более мощные телескопы следующего поколения смогут провести анализ газовой оболочки TOI-2257b и подтвердить или опровергнуть это предположение.