Астрономы нашли сотни спрятанных черных дыр

Благодаря данным, полученным рентгеновским телескопом Chandra, астрономы обнаружили сотни, ранее неизвестных, сверхмассивных черных дыр. Это поможет им провести более точную «перепись» подобных объектов во Вселенной.

Снимки в видимом и рентгеновском диапазоне, демонстрирующие положение одной из обнаруженных сверхмассивных черных дыр. Источник: NASA/CXC/SAO/D. Kim et al.; Optical/IR: Legacy Surveys/D. Lang (Perimeter Institute)

Считается, что сверхмассивные черные дыры расположены в ядрах большинства крупных галактик. Как правило, их вычисляют по активности. Когда черные дыры поглощают вещество, это сопровождается выделением значительного количества энергии. Но некоторые гравитационные монстры укрыты толстыми газопылевыми облаками, что затрудняет обнаружение следов их активности.

Чтобы найти спрятанные черные дыры, астрономы задействовали телескоп Chandra. Целью их наблюдений стали галактики, которые ничем не отличаются от своих соседей в видимом диапазоне, но при этом являются мощными источниками рентгеновского излучения (их также называют XBONG-галактиками).

По словам астрономов, рентгеновские лучи особенно полезны для поиска быстрорастущих черных дыр, потому что вращающийся вокруг них материал разогрет до температуры в миллионы градусов и сильно светится в рентгеновском диапазоне. И в то время, как окружающий черную дыру, газопылевой кокон блокирует видимый свет, рентгеновские лучи свободно проходят через него.

Сверхмассивная черная дыра (симуляция). Источник: NASA

Скомбинировав данные Chandra и  Слоановского цифрового небесного обзора, исследователи нашли 817 XBONG-галактик. В ходе последующего анализа выяснилось, что как минимум половина из них содержит скрытые сверхмассивные черные дыры. Они расположены на расстоянии от 550 млн до 7,8 млрд световых лет от Земли.

Что касается остальных XBONG-галактик, то астрономы считают, что примерно в сотне случаев речь идет не о едином источнике рентгеновского излучения, а  о нескольких рассредоточенных объектах. Часть галактик также могут входить в состав ранее неизвестных скоплений, которые содержат большое количество горячего газа, излучающего в рентгеновском диапазоне. Таким образом можно классифицировать порядка 20% XBONG-галактик, наблюдавшихся Chandra. Остальные 30% могут приходиться на галактики, где оптические сигналы от сверхмассивных черных дыр разбавляются относительно ярким светом звезд.

Напомним, что недавно астрономы нашли рекордно близкую пару сверхмассивных черных дыр.