Два мира на одной орбите: астрономы нашли следы троянской экзопланеты

Используя комплекс радиотелескопов ALMA, международная команда исследователей обнаружила возможного «брата» экзопланеты, вращающейся вокруг далекой звезды. Если открытие подтвердится, оно станет самым убедительным доказательством того, что две экзопланеты могут делить одну орбиту.

Возможны ли троянские планеты

Еще два десятилетия тому назад было теоретически предсказано, что пара планет с сопоставимой массой могут делить одну и ту же орбиту вокруг своей звезды. Такие тела еще называют троянскими (коорбитальными) планетами.

Троянские астероиды в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

В нашей Солнечной системе сейчас нет троянских планет, но есть троянские астероиды. Наиболее известным примером являются троянские астероиды Юпитера: более 12 тысяч каменных тел, расположенных в точках Лагранжа L4 и L5 системы Солнце — Юпитер. Кроме того, многие астрономы не исключают, что в далеком прошлом в Солнечной системе существовали троянские планеты. По одной из гипотез протопланета Тейя, чье столкновение с Землей породило Луну, могла как раз сформироваться в одной из точек Лагранжа.

Однако еще недавно все это оставалось лишь теорией, а экзотроянцы воспринимались астрономами как своеобразные единороги: их существование допускалось наукой, но никто никогда их не обнаруживал. Все изменилось благодаря ALMA.

Два мира на одной орбите

В ходе своего исследования, международная команда исследователей направила ALMA на молодую звездную систему PDS 70, расположенную в 370 световых годах от Земли. Она состоит из новорожденного оранжевого карлика, окруженного протопланетным диском, в котором прямо сейчас формируются экзопланеты.

Звездная система PDS 70b глазами телескопа ALMA. Сплошной круг отмечает положение экзопланеты PDS 70b, пунктирный круг — положение найденного облака обломков. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO) /Balsalobre-Ruza et al.

До недавнего времени астрономам было известно о существовании двух юпитероподобных экзопланет в этой системе. Но в ходе анализа данных ALMA им удалось обнаружить слабый сигнал от окрестностей одной из них. Он указывает на то, что там может находиться облако мусора с массой, примерно в два раза превышающей массу нашей Луны.

Найденное ALMA облако обломков, может указывать на существующий в этой системе троянский мир или планету, все еще находящуюся в процессе формирования. Это открывает весьма интригующую возможность существования двух миров на одной орбите. Особенно если речь идет о планетах в обитаемой зоне.

Чтобы полностью подтвердить свое открытие, команде придется подождать до 2026 года, когда с помощью ALMA они смогут увидеть, значительно ли смещаются по орбите вокруг звезды как PDS 70b, так и найденное облако обломков.  По словам исследователей, положительный результат станет прорывом в области экзопланетных исследований.