Астрономы нашли признаки фоновых гравитационных волн

Международная коллаборация International Pulsar Timing Array (IPTA) представила свой второй выпуск данных наблюдений за гравитационными волнами. Ученые выделили в сигнале слияния пульсаров и черных дыр фоновый шум. Он может быть следом образования черных дыр в самом начале существования Вселенной.

Визуализация явления фоновых гравитационных волн
Визуализация явления фоновых гравитационных волн. Источник: www.universetoday.com

Следы гравитационных волн в сигналах от пульсаров

Когда две черные дыры или пульсары сливаются в одно целое, они порождают гравитационные волны. Впервые ученые наблюдали их в 2016 году. С тех пор исследования этого явления расширились. Крупнейшей из организаций, занимающихся этим, является Международное сотрудничество по таймингу пульсаров (IPTA). Однако, кроме него, существуют European Pulsar Timing Array (EPTA), North American Nanohertz Observatory for Gravitational Waves (NANOGrav) и Parks Pulsar Timing Array (Australia) (PPTA).

До недавнего времени сотрудничество между этими организациями было достаточно ограниченным. Это отрицательно влияло на полноту данных об наблюдении гравитационных волн. Однако недавно связи между организациями все же были установлены. И это позволило IPTA составить полный банк данных наблюдений за гравитационными волнами, поступающими от пульсаров.

При анализе данных ученые заметили очень интересную вещь. В гравитационных волнах от объектов в разных участках звездного неба, присутствует одинаковая составляющая. Низкочастотный шум, наблюдаемый во всех этих случаях, может быть сигналом, поступающим с края Вселенной и накладывающимся на сигнал от самих пульсаров. В таком случае колебания могут быть эхом от фоновых гравитационных волн. Эти волны родились в результате событий в самом начале существования Вселенной. Они являются «гравитационно-волновым» аналогом реликтового излучения.

Почему ученых интересуют фоновые гравитационные волны

Пока ученые не утверждают, что нашли именно фоновые гравитационные волны. Нет даже уверенности, что открытый шум находится во всех сигналах пульсаров. Но ученые очень хотят, чтобы это действительно было так. Возникновение гравитационных волн в начале существования Вселенной предусмотрено современными космологическими теориями, но эти волны до сих пор не были зарегистрированы.

По мнению астрофизиков, до рождения первых звезд и галактик неоднородности в распределении материи могли породить черные дыры. Они могли начать сливаться, порождая фоновые гравитационные волны. Изучение этих волн очень интересно, ведь именно в их результате могли родиться зачатки сверхмассивных черных дыр. А те, в свою очередь, стали центрами формирования галактик.

По материалам www.universetoday.com