Астрономы нашли почти невидимый спутник Млечного Пути

Ученые изучили данные астрономического обзора неба и нашли самый тусклый спутник Млечного Пути. Он практически невидим, поскольку имеет диаметр всего 10 св. лет и его даже нельзя считать галактикой. Это просто небольшое скопление.

Карликовая галактика
Карликовая галактика. Источник: esahubble.org

Почти невидимый спутник

Астрономы нашли спутник нашей Галактики, который настолько тусклый, что его почти можно считать невидимым. В этом им помог обзор северной полусферы неба в ультрафиолетовом, ближнем инфракрасном и видимом диапазонах UNIONS.

Проанализировав данные обзора северной полусферы неба в ультрафиолетовом, ближнем инфракрасном и оптическом спектрах UNIONS, международная группа астрономов обнаружила новый компактный спутник Млечного Пути, получивший обозначение Большая Медведица III/UNIONS 1.

UNIONS — это программа, цель которой — исследование структуры Млечного Пути. Для этого два телескопа сканируют огромный участок неба площадью 4800 кв. градусов. Первый из этих астрономических инструментов — канадско-французско-гавайский телескоп CFHT, а второй — панорамный обзорный телескоп с системой быстрого реагирования (PanSTARRS).

Вокруг Млечного Пути кружит большое количество значительно меньших звездных систем. Большинство из них известны уже достаточно давно. Однако ученые до сих пор находят все новые и новые карликовые галактики и скопления. На этот раз повезло команде под руководством Саймона Э. Т. Смита из Университета Виктории в Канаде, которая нашла нечто, получившее название Большая Медведица III/UNIONS 1.

Что такое Большая Медведица III/UNIONS 1

Почти невидимый спутник нашей Галактики получил такое странное название в соответствии с установленными правилами. Это третья карликовая галактика в окрестностях Млечного Пути, найденная в соответствующем созвездии.

Хотя сначала ее определили вообще как группу гравитационно связанных звезд. Дело в том, что ее абсолютная звездная величина, то есть видимый размер, который она имеет на определенном расстоянии, является минимальной среди всех открытых. Она составляет всего 2,2m.

Команда сначала определила Большую Медведицу III/UNIONS 1 как пространственно-раздельную избыточную плотность звезд в данных UNIONS. Затем она получила радиальные скорости от телескопа Кека и собственные движения от спутника ESA Gaia, которые подтвердили, что это когерентная система.

Как указано в статье, Большая Медведица III/UNIONS 1 очень компактна, поскольку имеет радиус примерно 10 световых лет и содержит лишь около 50–60 звезд. Поэтому ее общая масса также крайне мала и составляет лишь 16 масс Солнца.

Результаты показывают, что орбита Большой Медведицы III/UNIONS 1 имеет перицентр 41 700 световых лет. Данные также свидетельствуют о том, что ее возраст составляет по крайней мере 11 млрд лет, а звезды в ней бедны металлами.