Астрономы нашли новую туманность, образованную пульсаром

Австралийские астрономы с помощью радиотелескопов MeerKAT и Parkes открыли новую пульсарную ветровую туманность, активную в радиодиапазоне. Подобные объекты образуются, когда излучение от нейтронной звезды ионизирует окружающий газ.

Пульсарная ветровая туманность
Пульсарная ветровая туманность. Источник: www.nasa.gov

Удивительные туманности

Ученые из Университета Западного Сиднея недавно открыли новую пульсарную ветровую туманность. В этом им помогли расположенные в Австралии радиотелескопы MeerKAT и Parkes, а также Австралийский километровый массив антенн.

Пульсарные ветровые туманности — это диффузные объекты, образующиеся рядом с нейтронной звездой. Последняя является остатком светила, которое взорвалось как сверхновая. При этом значительная часть его материала медленно рассеивается в пространстве. Если это происходит достаточно медленно, или на его пути встречаются газ и пыль, тогда образуется нечто похожее на то, что увидели австралийские астрономы.

Ключевую роль в процессе образования таких объектов играют высокоэнергетические частицы, поступающие от пульсара. Они ионизируют газ и заставляют его излучать электромагнитные волны в различных диапазонах. Изучая их спектры можно многое узнать как о самих нейтронных звездах, так и об их окружении.

Пульсарная ветровая туманность «Потору»

Новая пульсарная ветровая туманность получила название «Потору» — в честь небольшого австралийского сумчатого животного. Сразу после ее обнаружения ученые использовали низкочастотный приемник радиотелескопа Parkes и обнаружили сам пульсар, который ее породил. Он получил обозначение PSR J1638-4713.

Астрономы говорят, что новая туманность имеет форму, очень характерную для подобных образований. Пульсар движется сквозь среду со сверхзвуковой для него скоростью. Вследствие этого в направлении его движения туманность приобретает форму ударной волны. А вот с противоположной стороны частицам ничто не мешает и они образуют хвост, подобный кометному.

Согласно исследованию, пульсарная ветровая туманность «Потору» находится на расстоянии не менее 32,5 тыс. световых лет от нас и имеет размер в радиодиапазоне примерно 68,5 световых лет, тогда как ее рентгеновский размер кажется в 10 раз меньше.

Что касается PSR J1638-4713, то он имеет период вращения 65,74 миллисекунды и меру дисперсии 1553 пк/см³. Наблюдения показали, что он является сравнительно молодым: его возраст составляет около 24 тыс. лет. Движется он со скоростью 1000 км/с.