Астрономы нашли несколько кандидатов в сферы Дайсона

Астрономы ищут инопланетные мегаструктуры в космосе как доказательство существования внеземных цивилизаций. Они уже нашли несколько удивительных сигналов. Это могут быть сферы Дайсона.

Сфери Дайсона
Сфери Дайсона. Джерело: phys.org

Поиск инопланетных цивилизаций

Существует три способа поиска доказательств существования инопланетных технологических цивилизаций. Первый — искать сознательные попытки сообщить о своем существовании, например, с помощью радиопередач. Другой — найти доказательства посещения ими Солнечной системы. И третий вариант — обнаруживать признаки масштабных инженерных проектов в космосе.

Команда астрономов выбрала третий подход, проанализировав данные недавних астрономических наблюдений и обнаружив семь кандидатов на инопланетные мегаструктуры, известные как сферы Дайсона, которые заслуживают дальнейшего анализа.

В этом детальном исследовании они искали «чудаков» среди звезд. Это — объекты, которые могут быть инопланетными мегаструктурами. При этом авторы были осторожными и не делали лишних сенсационных заявлений. Семь объектов, расположенных в пределах 1000 световых лет от Земли, являются красными карликами, в светимости которых обнаружили определенные аномалии.

Сфера Дайсона

Сферы Дайсона были впервые предложены физиком Фрименом Дайсоном в 1960 году как способ для развитой цивилизации использовать энергию звезды. Они состоят из отдельных коллекторов энергии, заводов и жилых комплексов, которые вращаются на определенном расстоянии от звезды и образуют почти сплошную структуру вокруг нее.

Дайсон понял, что эти мегаструктуры должны иметь видимые признаки. Ими должен быть значительный избыток инфракрасного излучения. Это вызвано тем, что мегаструктуры поглощают видимый свет, который излучает звезда, но не могут использовать его полностью. Вместо этого им пришлось бы «сбрасывать» избыток энергии в виде электромагнитных волн с гораздо более длинной длиной волны.

К сожалению, такой свет также может быть сигнатурой многих других вещей, таких как газопылевые диски или облака комет. Однако семь многообещающих кандидатов явно не связаны со всеми этими обычными космическими образованиями.

Стоит отметить, что существует еще один признак сферы Дайсона: видимый свет от звезды должен снижаться, когда мегаструктура проходит перед ней. И такую вещь ученые уже один раз видели. Много ажиотажа в свое время вызвала звезда Тебби, или KIC 8462852, которая показала много действительно необычных провалов в своем свете, что могло быть связано с инопланетной мегаструктурой.

Почти наверняка это не инопланетная мегаструктура. Было предложено множество естественных объяснений, таких как совокупность комет, проходящих сквозь облако пыли. Но это странное наблюдение. Очевидным продолжением работы с семью кандидатами должно было бы стать продолжение поисков признаков присутствия сферы Дайсона.

Действительно ли они существуют?

Впрочем, сфер Дайсона может даже не существовать. Это не означает, что их вообще не может быть, скорее, что любая цивилизация, способная построить их, вероятно, не нуждалась бы в этом (если только это не какой-то мега художественный проект).

Рассуждения Дайсона относительно рассмотрения таких мегаструктур базировались на предположении, что развитые цивилизации будут иметь огромные энергетические потребности. Примерно в то же время астроном Николай Кардашев предложил шкалу, по которой можно оценивать развитие цивилизаций, которые почти полностью основывались на их энергопотреблении. В 1960-х годах это имело определенный смысл. Человечество на протяжении своей истории экспоненциально увеличивало энергопотребление по мере развития технологий и увеличения количества людей, поэтому ученые просто экстраполировали эту постоянно растущую потребность в будущее.

Однако за последние 50 лет, а особенно за последнее десятилетие, наше глобальное потребление энергии начало расти гораздо медленнее. Дайсон и Кардашев никогда не уточняли, для чего будут использоваться эти огромные объемы энергии, а просто (достаточно обоснованно) предполагали, что они понадобятся для того, чтобы делать то, что делают развитые инопланетные цивилизации.

Гораздо меньшее потребление энергии

Сейчас, когда мы заглядываем в будущее технологий, мы видим, что эффективность, миниатюризация и нанотехнологии обещают значительно меньшее потребление энергии (производительность практически всех технологий постоянно улучшается).

Быстрый расчет показывает, что если бы мы хотели собрать 10% солнечной энергии на расстоянии, на котором находится Земля от Солнца, нам бы понадобилась площадь поверхности, равная 1 млрд Земель. А если бы мы имели суперсовременную технологию, которая бы позволила создать мегаструктуру толщиной всего 10 км, то для ее строительства нам понадобилось бы около миллиона Земель, чтобы построить ее.

Существенной проблемой является то, что наша Солнечная система содержит массу, эквивалентную лишь 100 Землям, поэтому нашей продвинутой инопланетной цивилизации пришлось бы демонтировать все планеты в 10 000 планетных систем и транспортировать их к себе, чтобы построить сферу Дайсона. Чтобы сделать это из материала, доступного в одной системе, каждая часть мегаструктуры могла бы иметь лишь один метр толщиной.