Астрономы наблюдают взрыв в аккреционном диске молодой звезды

Ученые наблюдают за удивительной переменной звездой V1741 Стрельца. Они установили, что это — огромное молодое светило. Взрыв в аккреционном диске, что его окружает, происходит уже не впервые.

Зоря типу Т Тільця
Звезда типа Т Тельца. Источник: be-bright.click

Удивительная переменная звезда

Ученые уже достаточно давно наблюдают за звездой V1741 Стрельца, которая иногда сильно увеличивает свою яркость так, будто на ней происходят мощные взрывы. В новом исследовании удалось раскрыть их природу и связать их с тем фактом, что это светило очень молодое.

Результаты наблюдений, опубликованные 17 января на сервере препринтов arXiv, проливают больше света на природу звезды V1741 Стрельца (другие обозначения: SPICY 71482 и Gaia22dtk). Впервые о ней сообщили как о переменной в 1957 году, но после этого многие годы ее светимость оставалась стабильной. Новый взрыв был зафиксирован в середине 2022-го с помощью спутника ESA Gaia.

Это классическая переменная типа T Тельца, расположенная вблизи молодого звездного скопления NGC 6530, названного Туманностью Лагуны. Эти звезды представляют собой очень молодые сверхгиганты. Они окружены аккреционными дисками, где происходят динамические события. Время от времени там происходят взрывы, которые астрономы и наблюдают как переменность блеска.

Ученые обычно разделяют такие события на вспышки EX Волка (также известные как экзоры) и вспышки FU Ориона (или фуоры). Первые имеют амплитуду в несколько звездных величин и длятся от нескольких месяцев до года-двух. Вторые являются более экстремальными и редкими, могут иметь амплитуду до 5–6 звездных величин и длятся от десятилетий до даже веков.

Взрыв V1741 Стрельца

Команда астрономов под руководством Майкла А. Куна из Университета Хартфордшира (Великобритания) провела фотометрию и спектроскопию V1741 Cnhskmwz, используя такие инструменты, как Gaia и Инфракрасный телескоп NASA (IRTF). Основной целью их исследования было изучение наблюдавшейся вспышки в надежде определить истинную природу V1741 Стрельца.

Исследование показало, что вспышка V1741 Стрельца была событием типа EX Волка умеренной амплитуды — около 3.0 звездной величины в оптическом и 1–2 звездной величины в инфракрасном диапазонах. По словам исследователей, самым заметным изменением в спектре звезды было появление и последующее исчезновение поглощения оксида титана TiO в то время, как он продолжал угасать. Это могло быть связано с охлаждением околозвездного газа.

Собранные данные позволили астрономам определить фундаментальные свойства V1741 Стрельца. Выяснилось, что звезда относится к спектральному типу K2, имеет возраст менее 3 млн лет и расположена на расстоянии примерно 4100 световых лет. Результаты свидетельствуют о том, что она образовалась на окраине Туманности Лагуны, вблизи субскопления, обозначенного G5.9-0.9, а не основного скопления.