Астрономы изучили атмосферу горячего юпитера

Используя телескопы Gemini, международная команда астрономов сумела измерить количество воды и окиси углерода в атмосфере далекой экзопланеты. Результаты исследования были опубликованы в недавнем выпуске журнала Nature.

Горячий юпитер в представлении художника. Источник: ESA/Hubble

Астрономы выбрали в качестве своей цели экзопланету WASP-77Ab — газовый гигант, обращающийся вокруг солнцеподобной звезды, расположенной на расстоянии 340 световых лет от Солнца. Его радиус в 1,2 раза, а масса в 1,7 раза превосходят юпитерианские. Орбита экзопланеты пролегает на расстоянии всего 0,024 а.е. (3,5 млн км) от поверхности звезды, поэтому ее атмосфера разогрета до весьма внушительных 1100°C. Ученые называют такие объекты горячими юпитерами.

Из-за своих размеров и температуры горячие юпитеры представляют собой отличные лаборатории для проведения атмосферных исследований. Конечно, мы пока не можем отправить к ним космические аппараты. Однако существует другой метод. Если изучить прошедший через атмосферу экзопланеты свет и провести его спектральный анализ, можно определить, какие вещества в ней присутствуют.

Изначально исследователи планировали задействовать для анализа атмосферы WASP-77Ab орбитальную обсерваторию Hubble. Однако из-за ее загруженности им пришлось воспользоваться находящимся в Чили 8,1-метровым телескопом Gemini South.

Телескоп справился с поставленной задачей. Ему удалось проанализировать свет, прошедший через газовую оболочку WASP-77Ab, и определить, что она содержит водяной пар и моноксид углерода. Более того, исследователи смогли вычислить относительные количества кислорода и углерода в атмосфере экзопланеты. Эти данные соответствовали ожиданиям и были примерно такими же, как и у родительской звезды.