Астрономы исследовали эволюцию сверхновой типа Ia

Астрономы исследуют вспышку сверхновой звезды, изучают ее спектральные параметры и сравнивают с другими подобными объектами. Такие исследования могут помочь разобраться в эволюции этих астрономических объектов.

Сверхновая SN 2020nlb
Сверхновая SN 2020nlb. Источник: arXiv (2024). DOI: 10.48550/arxiv.2401.08759

Сверхновая SN 2020nlb

Используя различные наземные телескопы, астрономы провели фотометрические и спектроскопические наблюдения за близкой сверхновой типа Ia, известной как SN 2020nlb. Такие объекты образуются в двойных системах, в которых одна из звезд является белым карликом. Звездные взрывы этого типа важны для научного сообщества, поскольку они дают существенные подсказки относительно эволюции звезд и галактик.

SN 2020nlb было обнаружено 25 июня 2020 года с помощью системы раннего предупреждения о столкновении астероидов с Землей (ATLAS) вскоре после взрыва в линзовидной галактике Мессье 85 (или сокращенно M85), расположенной на расстоянии около 60 млн световых лет от нас. Спектроскопические наблюдения SN 2020nlb, начатые вскоре после ее обнаружения, подтвердили, что это сверхновая типа Ia.

Наблюдения, преимущественно с помощью Ливерпульского телескопа (LT) и Северного оптического телескопа (NOT), позволили получить много данных о свойствах этой сверхновой.

Особенности вспышки

Фотометрические и спектроскопические наблюдения, проведенные командой Уильямса (автора исследования), продолжались почти 600 дней после взрыва SN 2020nlb. Было подсчитано, что сверхновая была открыта только через два дня после ее первой вспышки.

Наблюдения показали, что блеск SN 2020nlb уменьшился на 1.28m в B-диапазоне в течение первых 15 дней после максимума яркости. Следовательно, она угасала быстрее, чем в среднем бывает у таких объектов. Это свидетельствует о том, что она имеет меньшую яркость, чем обычно бывает в таких случаях.

Спектральный класс сверхновой

Спектр SN 2020nlb, снятый почти через три дня после первой вспышки, демонстрирует сильные черты одноионизорованных металлов. Более того, спектр туманности, снятый через 594 дня после максимума блеска, показывает, что сильная линия излучения железа исчезла, а ионизационный баланс выброса упал.

Самые первые спектры SN 2020nlb напоминали те, что мы видели при максимуме блеска SN 1991bg и подобных сверхновых. Впоследствии эмиссионные линии сверхновой эволюционировали, становились горячими и более похожими на SN 2011fe, когда она становилась ярче до максимума.

По мнению авторов статьи, туманный спектр SN 2020nlb по сравнению с другими подобными спектрами SNe Ia, указывает на возможную тенденцию, когда SNe, которые были более яркими на пике, имеют более высокую ионизацию в туманной фазе. Это может указывать на то, что SN 2020nlb и подобные ей сверхновые принципиально отличаются от основной массы нормальной популяции сверхновых Ia.