Астрономам удалось зарегистрировать лазерный луч, отразившийся от рефлектора LRO

Как известно, участники экспедиций Apollo оставили на поверхности Луны несколько уголковых отражателей, используемых для лазерной локации. Ученые направляют на них луч лазера, после чего улавливают отраженный сигнал. Это позволяет определить расстояние до нашего естественного спутника с погрешностью всего в несколько миллиметров. Благодаря рефлекторам мы знаем, что он постепенно удаляется от Земли со скоростью примерно 3,8 см/год.

Уголковый отражатель, оставленный на поверхности Луны миссией Apollo 11. Источник: NASA

Стоит отметить, что за минувшие полвека мощность излучения, отражаемого рефлекторами Apollo, упала на порядок. Считается, что это связано с постоянно оседающими на их поверхности частицами пыли, поднимаемой с лунной поверхности ударами микрометеоритов.

Чтобы лучше оценить интенсивность оседания пыли, создатели автоматического аппарата LRO закрепили на его корпусе аналогичный рефлектор. Однако задача «попадания» лазерным лучом в находящийся на селеноцентрической орбите объект оказалась не самой простой. С 2009 г. астрономы несколько раз направляли на LRO мощный лазер, но так и не смогли зарегистрировать отраженный сигнал.

Аппарат LRO в представлении художника. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

И лишь недавно эксперимент завершился успехом. В рамках нового проекта коллектив американских и французских исследователей сумел, наконец, уловить импульс наземного лазера, отразившийся от LRO. Это первый в истории случай успешной лазерной локации межпланетного аппарата.