Ариетиды. Как увидеть самый мощный дневной метеорный поток

Большинство метеорных потоков, ежегодно украшающих земное небо, сложно заметить из-за того, что они очень слабые: даже в эпоху максимума они «производят» не больше 5 метеоров в час. Впрочем, бывает и такое, что мощность потока измеряется десятками «падающих звезд» в час, но увидеть его мы все равно не можем. Именно такими являются Ариетиды с радиантом в созвездии Овна. Дело в том, что в период их активности (продолжающейся с конца мая по двадцатые числа июня) вблизи радианта этого потока находится Солнце.

Увидеть метеор на светлом небе возможно лишь тогда, когда это яркий болид, но таких никогда не бывает много, и определить по ним радиант (точку на небе, откуда «вылетают» метеорные частицы) обычно очень сложно. К счастью, наблюдать метеоры можно не только визуально. Еще во время Второй Мировой войны обслуга британских радиолокационных станций обнаружила, что метеорные следы неплохо отражают радиоволны. Их быстро научились отличать от «сигналов» немецких бомбардировщиков, а неожиданным открытием воспользовались астрономы.

Уже в 1947 году сотрудники британской радиообсерватории Джодрэлл Бэнк зарегистрировали первый дневной метеорный поток с радиантом в созвездии Овна, максимум которого приходился на начало июня и мог достигать 60 метеоров в час — это примерно соответствует средней пиковой мощности Персеид. Прошло немало времени, пока орбиты метеорных частиц наконец удалось вычислить, и ученые обратили внимание, что их орбитальные элементы очень напоминают астероид Икар (1566 Icarus), способный приближаться к Земле на расстояние 0,035 а.е., или 5,2 млн км. Вполне вероятно, что вещество, выбитое с его поверхности во время столкновений с другими метеороидами, получило возможность «подходить» к нашей планете еще ближе и даже влетать в ее атмосферу.

В 1986 году известный американский любитель астрономии Дональд Макхолц открыл свою вторую комету, получившую обозначение 96P/Machholz. Она подходила на роль «родительской кометы» для Ариетид даже лучше, чем Икар. По крайней мере, с ней удалось «связать» двойной метеорный поток δ-Акварид, наблюдаемый в конце июля и в начале августа. Подтвердить родство потоков могли бы спектральные наблюдения, но в случае дневных метеоров они сильно затруднены, поэтому окончательно этот вопрос пока не решен.

На самом деле увидеть некоторые метеоры потока Ариетид в Киеве все же реально. 7-8 июня его радиант восходит в начале навигационных сумерек, когда небо еще достаточно темное и на нем можно заметить светила до 3-й звездной величины. Быстро движущийся объект для лучшей заметности должен быть на одну-две величины (в 2,5-6 раз) ярче. Если начать смотреть в сторону северо-восточной части горизонта в три часа ночи, в течение 40-45 минут (до того, как рассвет начнет существенно мешать наблюдениям) таких ярких метеоров может появиться два-три, а возможно, и больше. В отличие от обычных «падающих звезд», они будут лететь снизу вверх.

О других интересных небесных событиях июня можно прочитать здесь.