Аномальную вспышку на звезде могло вызвать «экстремальное испарение» планеты

Звезда FU Ориона известна тем, что много лет назад увеличила свою яркость, но так и не вернулась к норме. По мнению ученых, причиной этого стала юпитероподобная планета, которая переживает «экстремальное испарение».

Газовый гигант, переживающий «экстремальное испарение»
Газовый гигант, переживающий «экстремальное испарение». Источник: NASA

Загадка FU Ориона

Группа исследователей из Университета Лестера недавно опубликовала работу, в которой попытались раскрыть тайну звезды FU Ориона. Это молодое яркое светило находится на расстоянии 1200 св. лет от нас. Известно оно уже достаточно давно, но 85 лет назад астрономы обратили на него особое внимание.

В это время звезда FU Ориона резко увеличила свою яркость. Это было похоже на вспышку, которые часто происходят на звездах, но она была чрезвычайно яркой и не прекращалась. Со временем ученые пришли к мысли, что причиной этого экстремального явления может быть протопланетный диск, который есть у этого молодого светила.

Образующие его газ и пыль начали интенсивно падать на звезду, что и привело к увеличению светимости FU Ориона. Однако не всех астрономов устраивало такое объяснение, и в новом исследовании они предположили, что причиной вспышек может быть молодая планета.

«Экстремальное испарение» газового гиганта

Ученые наблюдали за движением FU Ориона в космосе и предположили, что вокруг звезды может вращаться достаточно массивное тело. Наличие планет в газопылевых дисках, окружающих молодые звезды, сейчас считается обычным делом.

Астрономы смоделировали, что произошло бы, если бы на определенном расстоянии от FU Ориона возник газовый гигант в десять раз массивнее Юпитера, а затем приблизился к своей звезде из-за влияния газопылевого диска, который тормозил его движение.

Оказалось, что на определенном этапе могло произойти «экстремальное испарение». Излучение звезды сорвало с нее части атмосферы, которые образовали плотную оболочку. При этом они начали сильно разогреваться.

«Экстремальное испарение» привело к образованию того, что специалисты назвали дисковым инферно. Фактически планета варится в том, что когда-то было ее атмосферой. При этом процесс вырывания газа из атмосферы не прекращается. Ученые убеждают, что завершится это тем, что планета будет разорвана на части.