Американский Сенат не поддержал возвращение на Луну в 2024 г.

Результаты недавних президентских выборов в США поставили под вопрос намерение NASA обеспечить отправку экспедиции на южный полюс Луны в 2024 г. Считается, что новая президентская администрация отдаст предпочтение проектам, посвященным исследованиям Земли и климатических изменений, а это неизбежно приведет к изменению графика программы Artemis. Но, судя по всему, план высадки в 2024 г. был обречен вне зависимости от исхода выборов.

Миссия программы Artemis в представлении художника. Источник: NASA

Еще летом Палата представителей составила законопроект, посвященный бюджету NASA на 2021 г. Документ предусматривал выделение на разработку лунного посадочного корабля (HLS) для программы Artemis всего лишь 600 млн долларов, в то время как аэрокосмическая администрация запрашивала 3,3 млрд долларов. В этой ситуации последней надеждой для тех, кто надеялся увидеть высадку на Луну в 2024 г., стал Сенат. Однако и он в итоге тоже не поддержал программу.

Опубликованный комитетом Сената по ассигнованиям проект билля о финансировании NASA на 2021 г. предполагает выделение на HLS миллиарда долларов. Это на 400 млн больше, чем готова выдать Палата представителей, но все равно намного меньше запроса NASA. Подобный уровень финансирования делает практически невозможным соблюдение имеющегося графика программы Artemis. Сенаторы мотивировали свое решение большим уровнем неопределенности, связанным с разработкой посадочного корабля, а именно — с итоговой стоимостью проекта, техническими рисками и его влиянием на остальную часть космического бюджета. Так что уже сейчас можно достаточно уверенно говорить о том, что высадка на южном полюсе Луны состоится позже 2024 г.

В завершение стоит сказать, что в общей сложности законопроект Сената предполагает выделение аэрокосмическому ведомству 23,485 млрд долларов. Формально это крупнейший бюджет за всю его историю (разумеется, без учета инфляции). В числе прочего, NASA получит деньги на продолжение строительства космического телескопа Roman (бывший WFIRST), а также средства на обслуживание и эксплуатацию летающей обсерватории SOFIA.